Российские реформаторы по-прежнему находятся в затруднительном положении, несмотря на надежды на то, что экономический кризис в их стране и потепление отношений с Соединенными Штатами могут стать основой для ослабления мер против несогласных.
Пока у режима президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина серьезных политических противников, по всей видимости, нет.
Оба обязаны своей популярностью хорошим до недавних пор экономическим показателям России. Однако в результате падения цен на нефть, прошлогоднего конфликта с Грузией и глобального финансового кризиса, зародившегося в Соединенных Штатах, страну покинули инвесторы, а курс рубля обрушился по отношению к доллару.
Однако специалисты по России не видят указаний на то, что режиму Медведева-Путина угрожает какая-либо существенная опасность.
'Не видно какого-либо открытого, публичного, либерального движения, которое подталкивало бы правительство в направлении политической свободы', - говорит Димитрий Саймс, президент вашингтонского Центра Никсона.
По данным российского фонда 'Общественное мнение', рейтинги доверия Путина и Медведева зашкаливают за 60 процентов.
После избрания Медведева в 2008 г. некоторые предполагали, что он станет менее авторитарной фигурой, чем его предшественник. В своей кампании Медведев уделял особое внимание частной собственности и снижению налогов.
Специалисты по России отмечали, что новый президент, которому на момент избрания было 42 года, достиг политического совершеннолетия после распада Советского Союза, в то время, как Путин, будучи старше его на десять лет, работал в КГБ.
Ариэль Коэн, старший научный сотрудник фонда Heritage, говорит, что надеждам на то, что Медведев будет править не столь железной рукой, пришел конец.
'Может быть, в душе Медведев либерал, но пока он этого никак не проявил', - говорит Коэн.
Более того, российский президент еще сильнее консолидировал власть в Кремле.
В марте он без лишних церемоний отстранил от власти Юрия Евдокимова, губернатора Мурманской области, после того, как тот выступил с критикой в адрес путинской партии 'Единая Россия' и поддержал независимого кандидата на пост мэра Мурманска.
Бывший вице-премьер и видный реформатор Борис Немцов выдвинул свою кандидатуру на пост мэра южного города Сочи, который должен принять Зимние Олимпийские игры 2014 г. Он сообщает о том, что ему отказывают в доступе к СМИ и вообще третируют. Выборы, на которых Немцову будет противостоять кандидат 'Единой России', намечены на 26 апреля.
Тем временем, на прошлой неделе начался суд над Михаилом Ходорковским, свергнутым главой нефтяной компании 'ЮКОС' и политическим соперником Путина, - уже второй после его ареста в 2003 г., на этот раз по обвинению в хищении и отмывании денег. Ходорковский уже отбывает восьмилетний срок лишения свободы, который должен закончиться в 2011 г., как раз накануне президентских выборов в России.
По словам Саймса, нынешняя авторитарная политика - в меньшей степени наследие Советского Союза, чем 1990-х годов, когда при президенте Борисе Ельцине обрушились экономика и престиж России.
'Это не советский империализм, а традиционный российский национализм', - говорит Саймс.
Подход Путина-Медведева к внешней, равно как и внутренней политике, остается жестким, несмотря на тенденцию к потеплению отношений с Соединенными Штатами, отражением которой стала встреча президентов Обамы и Медведева в Лондоне на прошлой неделе.
Российские войска размещены на территориях, находившихся вплоть до лета прошлого года под контролем Грузии. Россия продолжает выступать резко против размещения системы противоракетной обороны в Европе и принятия в НАТО Грузии и Украины и объявила о планах модернизации своего ядерного подводного флота.
Недавно Россия объявила о создании нового рода войск для продвижения и защиты своих интересов в Арктике, богатой нефтью.
'К сожалению, мы видим только тенденцию к росту национализма, антиамериканизма и ужесточению политики в отношении соседей', - говорит Коэн.
По словам Саймса, после упадка и хаоса 1990-х, россияне готовы терпеть умеренный авторитаризм. 'Существовала определенная популистская поддержка мягкого авторитарного правления, учрежденного Путиным', - говорит он.
Тоби Гати (Toby Gati), специалист по России и бывший помощник государственного секретаря по разведке и исследованиям в администрации Клинтона, говорит, что Медведев может оказаться гибче Путина в том, что касается исправления отношений с Соединенными Штатами, о чем говорит достигнутое на прошлой неделе соглашение с Обамой об ускорении подготовки нового договора по ограничению стратегических вооружений.
'Может быть, Медведев хочет сделать своим коньком внешнюю политику', - говорит Гати.
Но, похоже, шаг в направлении 'перезагрузки', пользуясь фразой государственного секретаря Хиллари Родэм Клинтон, американо-российских отношений не оказал большого влияния на внутреннюю политику России.
Так, на прошлой неделе неизвестные жестоко избили известного российского правозащитника Льва Пономарева.
В пятницу Обама заявил, что серьезные разногласия с Россией сохраняются, несмотря даже на существование 'большого потенциала для улучшения американо-российских отношений'.
'Думаю, что союзникам по НАТО важно взаимодействовать с Россией и признавать, что у них есть легитимные интересы, - заявил он. - В некоторых случаях, у нас есть общие интересы. Но есть у нас и разногласия по принципиальным вопросам'.
Недавно Эндрю Качинс (Andrew Kuchins), старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, заявил сенатскому Комитету по международным отношениям, что '2008 год был самым напряженным годом в американо-российских отношениях после распада Советского Союза', и что Россия останется источником вызовов.
При участии Барбары Славин (Barbara Slavin)