В процессе усиления глобального финансового кризиса некоторые журналисты начали делать ставки на то, какой стране суждено первой развалиться и погрузиться в пучину анархии. Если вы любите азарт, разумным решением было бы поставить такую ставку на Украину - страну с практически недееспособным правительством и экономикой, отличавшейся неустойчивостью еще до первой вспышки огненного смерча финансового кризиса.
Украинская экономика вошла в штопор, ее банковская система парализована, а миллионы граждан в последние месяцы остались без средств к существованию. Каждый может поведать собственную историю потери работы, просроченного кредита или депозитов, замороженных на недоступных счетах банков.
Тем не менее, внимание всех наблюдателей приковано именно к политическому спектаклю. Явно позабыв о галопирующем кризисе, бывшие герои 'оранжевой революции' - премьер-министр Юлия Тимошенко и президент Виктор Ющенко - заняты ведением бюрократической окопной войны, в результате которой выжить может только кто-то один. Любые антикризисные мероприятия, инициируемые одной стороной, немедленно встречаются в штыки второй стороной: парламент, где лидирует Тимошенко, снимает президентских ставленников, а региональные лидеры обширной и сильно расколотой бывшей советской республики с населением 50 миллионов человек все чаще самостоятельно занимаются решением местных экономических вопросов.
Мало кто сомневается в том, что пылкая и амбициозная Тимошенко жаждет стать президентом, и многие верят в то, что она обладает всеми качествами жесткого российского лидера Владимира Путина в украинском варианте.
'Тимошенко - единственный украинский лидер с подлинной харизмой и стремлением брать и формировать власть сообразно своим целям. Она очень сильна, она умеет заставлять окружающих делать то, что необходимо ей, и с очень высокой долей вероятности она может одержать победу', - говорит социолог Виктор Небоженко, бывший советник Тимошенко.
Но решающее сражение в этой войне всех против всех может произойти гораздо раньше, чем кто-то мог бы ожидать. Эксперты предупреждают о неизбежности дефолта Украины по 105 миллиардам долларов внешнего долга страны даже несмотря на экстренный заем в размере 16.4 миллиарда долларов, предоставленный МВФ.
Национальная валюта (гривна) с лета прошлого года потеряла 50% своей стоимости, что привело к повышению цен на импортные товары и моментально раздуло стоимость долларовых долговых обязательств большинства украинских предприятий.
В результате подписания январских газовых соглашений с Россией, энергоемкая экономика Украины теперь вынуждена платить по 360 долларов за тысячу кубометров газа, что примерно в 2 раза выше прошлогодней цены. Мощные восточно-украинские сталелитейные и химические предприятия (а на их долю приходится треть ВВП страны) сообщают о масштабных снижениях темпов работы, причем многие из этих гигантов индустрии советской эпохи могут не пережить шоковой поднятие стоимости энергоносителей.
Без работы сегодня остался практически 1 миллион из 20 миллионов украинских рабочих и служащих, но, по сообщениям, многие миллионы других работников вынуждены соглашаться на снижение зарплаты, уменьшение количества рабочих часов и неоплачиваемые отпуска. Многие эксперты прогнозируют взрыв массовых социальных протестов уже в ближайшие месяцы, когда ситуация станет невыносимой.
В конце января министр финансов Виктор Пинзеник в своем 24-страничном меморандуме для служебного пользования, просочившемся в украинскую прессу, предупреждал, что украинская экономика находится на грани коллапса.
Публикация этой отрезвляющей оценки стала причиной не только усиления междоусобной смертельной схватки между президентом и премьер-министром. В январе Ющенко, воспользовавшись телеэфиром, возложил всю вину на 'популизм' Тимошенко, поскольку в ее бюджете заложен огромный дефицит ради осуществления выплат зарплат бюджетников, пенсий и прочих социальных обязательств. По причине ее 'безответственности', заявил Ющенко, прекратится выплата зарплат, пенсий и стипендий, что вкупе приведет к 'социальной катастрофе'.
Тимошенко парировала его заявление на следующий же день: 'Так называемое обращение Ющенко к народу - это смесь неправды, паники и истерии. Все люди увидели, что президент - это не тот лидер, в котором они нуждаются во время, когда Украина проходить испытание на прочность под ударами мощного всемирного экономического кризиса'.
Культурный раскол
Так было не всегда. Во времена 'оранжевой революции' 2004 года Тимошенко и Ющенко бок о бок боролись против попыток фальсифицировать результаты президентских выборов в пользу восточно-украинского лидера Виктора Януковича.
Во время недельных акций протеста на главной площади Киева в морозы обычно именно страстный оратор Тимошенко разогревала толпу, чтобы затем уступить место более сдержанному и рассудительному Ющенко. Но вскоре после избрания Ющенко президентом этот дуэт распался, и Ющенко снял ее с поста премьер-министра.
С тех пор парламентские выборы проходили трижды, и Тимошенко удалось вновь вернуться к власти, главным образом за счет голосов сторонников Ющенко. Сегодня она возглавляет правительство и является лидером коалиции с неустойчивым большинством.
Некоторые наблюдатели высказывают опасения относительно того, что Украина может столкнуться с 'моментом 1993 года', имея в виду противостояние между левым российским парламентом и поддерживаемым Западом президентом Борисом Ельциным, которое завершилось кровопролитной гражданской войной в миниатюре на улицах Москвы. Ельцин воспользовался своей победой и переписал российскую конституцию, закрепив за Кремлем львиную долю полномочий, превратив этим шагом новый парламент - Думу - практически в банальную говорильню. Преемник Ельцина - Путин - в последствии сумел учредить в России виртуальную диктатуру, при этом не изменив ни слова в конституции.
Украина, напротив, вышла из повторных постсоветских кризисов с функционирующим разделением полномочий между парламентом и президентом (причем и парламент и президент действительно избирались в процессе состязательных выборов) и относительно независимой судебной системой. Отчасти такое положение дел объясняется глубоким культурным расколом страны между 'русифицированным' промышленным востоком и националистическим украиноязычным аграрным западом.
Наличие относительного равновесия сил между ними создало определенный политический тупик, что не позволяло ни одной из сторон получить полный контроль над страной. Попытка фальсификации президентских выборов 2004 года в пользу Януковича стала причиной 'оранжевой революции', что в итоге привело к власти Ющенко, обещавшего ускорить процесс интеграции с Европой и вступление страны в НАТО.
Нарастание волнений
Неуклонная популярность промосковской Партии регионов Януковича демонстрирует сохраняющуюся степень влияния России на большую часть украинских избирателей. По данным декабрьского опроса общественного мнения, проведенного 'Фондом демократических инициатив', Янукович является ведущим политиком Украины с 22.3% поддержки. Следом идет Тимошенко с 14%, а рейтинг Ющенко упал всего до 2.2%.
В январе Тимошенко вылетела в Москву, где подписала газовое соглашение с Россией, завершившее 18-дневное отключение газа, вынудившее 18 европейских государств буквально замерзать. Но оппоненты Тимошенко утверждают, что за несколько часов приватной беседы с Путиным, она заключила сепаратную сделку, заручившись поддержкой Кремля на грядущих президентских выборах, и якобы согласилась отложить в долгий ящик намерения Украины по вступлению в НАТО в обмен на голоса избирателей Восточной Украины, которые могут принести ей победу.
Вадим Карасев, директор независимого Института глобальных стратегий, утверждает: 'Юля понимает, что США далеко и там заняты собственными проблемами, а Россия очень близко. Она просто проявляет практичность'.
С усилением кризиса все более вероятным выглядит вариант, когда окончательное сражение состоится уже ранней весной, причем речь может идти вовсе не об электоральном состязании. В обществе нарастает недовольство, особенно в промышленных восточных регионах, где сталелитейные комбинаты, химические заводы и шахты, производящие 30% украинского ВВП, постепенно останавливаются.
Но недовольство вполне ощутимо уже и в среде киевского среднего класса - некогда ярых поклонников 'оранжевой революции' - внезапно осознавшего, что банкоматы перестали выдавать наличку, рынок сервисных услуг лопнул, а Запад потерял интерес к судьбе Украины.
'Разочарование среднего класса крайне опасно, потому, что именно эти люди наиболее способны к самоорганизации. Развал происходит очень быстро, и я боюсь, что все идет к выяснению отношений на улицах', - прогнозирует Небоженко.