Великолепная это идея - энергетическая независимость. Как бы нам стать независимыми ... но от чего, скажите точно? Самый крупный экспортер энергоресурсов в США это Канада. И даже те нефтегосударства, которые нам не очень-то нравятся, вынуждены продавать нам нефть по тем ценам, которые диктует рынок. Мы много покупаем нефти у Уго Чавеса в Венесуэле. Он осуждает нас, мы осуждаем его, а после этого радостно занимаемся вместе бизнесом. В конце концов, что ему делать с этой нефтью - пить ее, что ли?
Можно представить аргументы более широкого плана. Соединенным Штатам надо избавиться от нефтяной зависимости, чтобы снизить жизненно важное значение этого топлива в мире энергетики. Это уменьшит мощь и влияние таких стран как Саудовская Аравия, Иран, Россия и Венесуэла, а также ограничит их возможности по финансированию группировок боевиков и террористов. Цель достойная, но давайте будем реалистами. Если учитывать потребности в энергии на предстоящие несколько десятилетий, можно увидеть, что нефть будет занимать главное место среди энергоресурсов. А это значит, что у вышеупомянутых стран будет много денег. В конце концов, Саудовская Аравия финансировала экстремистские исламские группировки и в 90-е годы, когда нефть стоила 20 долларов за баррель. Еще несколько лет тому назад, составляя бюджет, саудиты закладывали в него цены на нефть на уровне 35 долларов - и они до сих пор купаются в деньгах. Я очень хотел бы, чтобы в нашем мире у радикальных исламистов кончились средства, но думаю, что нам придется еще долго бороться с этими силами. Быстрого решения у энергетической проблемы нет.
В действительности мы должны добиваться энергетической независимости несколько иначе - и вести себя намного амбициознее. Нам нужна такая энергетическая политика, которая исходит из того, что миру в будущем понадобится гораздо больше энергии. Арифметика здесь весьма простая. Сегодня на нашей планете живет 6,7 миллиарда человек. К 2050 году нас будет более 9 миллиардов. Чтобы выдержать этот прирост в 2,3 миллиарда человек, одновременно поднимая повсеместно уровень жизни, нам надо будет потреблять в два раза больше энергии, чем сегодня. Поэтому все эти споры о том, что лучше - нефть, газ, биотопливо или альтернативные виды энергии, не имеют отношения к реальной действительности. Если мы намерены обеспечивать увеличивающееся население и экономический рост, нам понадобится все это топливо.
Главное в таких условиях - добиться независимости на каждом уровне энергетической цепочки. Это значит, что, прежде всего, мы должны найти такие источники энергии, которых много, которые дешевы и которые не влекут за собой скрытых последствий - экологических, социальных и военных. (Что я имею в виду под военными последствиями? Ну, если бы Ближний Восток производил только морковку, начали бы мы там две последние войны? Думаю, нет. Значительная часть американского военного бюджета идет на защиту наших нефтяных поставок.) Как это сделать? Обеспечив огромное разнообразие поставок и максимально возможное количество чистого и "зеленого" топлива.
Это мы все понимаем, и процесс поисков новых видов топлива и новых источников энергии - солнечной, ветровой, геотермальной - уже идет. Но существует и другой аспект энергетической независимости, о котором нельзя забывать. Живя и работая, мы потребляем ресурсы - еду, минералы, энергию, и производим огромное количество отходов. Затем нам приходится тратить все больше энергии на их утилизацию. Мы закапываем компьютеры на огромных новых свалках мусора. А многие страны просто сжигают свои отходы, выбрасывая весь дым в атмосферу. Существует цикл, действующий в отношении пока 6,7 миллиарда человек, многие из которых по-прежнему бедны. Однако, как красноречиво пишет Том Фридман (Tom Friedman) в своей книге-призыве "Hot, Flat, and Crowded" (Раскаленная, унылая и перенаселенная), этот цикл не сможет работать, когда людей будет 9 миллиардов - ведь многие из них станут потреблять и производить все больше и больше.
Надо найти более умное решение того, как нам развиваться. Мы можем и должны создавать "умные" электроэнергетические сети и дороги, строить здания с более совершенной термоизоляцией, выращивать сельскохозяйственные культуры с большей урожайностью, а также производить более дешевую сталь. Мы способны обеспечить гораздо более высокий экономический рост - почти на 30-40 процентов, согласно ряду оценок - за счет того же количества потребляемой энергии. Для этого не нужны какие-то чудо-технологии, на которые мы молимся. Для этого нужно просто дисциплинированно использовать те технологии, которые уже существуют. Повышение эффективности приведет к созданию более устойчивой модели развития.
Конечную цель этого движения хорошо сформулировал Уильям Макдоно (William McDonough) в своей книге "Cradle to Cradle" (От колыбели до колыбели). Он пишет, что сегодня в процессе утилизации происходит просто разборка крупной продукции, скажем, компьютеров, на куски стали и пластика, а эти материалы в итоге точно так же оказываются на свалках. Но сейчас мы уже знаем, как делать такие вещи, чтобы ничто не превращалось в отходы, чтобы каждый компонент поддавался биологическому разложению или полностью утилизировался. Вещи возвращаются в землю либо в производственный цикл.
И это не несбыточная мечта. Макдоно архитектор, и он спроектировал для компании Ford установку, ежегодно дающую экономию в миллионы долларов. Она очищает дождевую воду, скапливающуюся на экологически чистых "зеленых" крышах, вместо ее очистки на дорогостоящих очистительных сооружениях. Он построил для корпорации Steelcase завод в Швейцарии, где отработанная вода такая же чистая, как и вода, подаваемая на технические нужды. Макдоно отмечает, что каждый год в США на свалку выбрасывается 2 миллиарда килограммов коврового покрытия, хотя его легко можно использовать в качестве сырья для нового производства, применяя существующие технологии, не требующие дополнительных затрат. При этом повышается эффективность использования ресурсов.
Предыдущие технические революции давали освобождение. Задумайтесь над революцией в сфере информационных технологий. Она дала дополнительную свободу, обеспечив использование огромных объемов компьютерных возможностей в каждой сфере и каждом аспекте нашей жизни - от микроволновых печей до айподов. Проблема энергетической революции на сегодняшний день заключается в том, что мы по сути дела предлагаем один и тот же продукт (электричество, гибридные автомобили, какие-то особые электролампочки), но за более высокую цену. Конечно, этой продукции можно радоваться. Но суть технологической революции в повышении эффективности, а не в увеличении достоинств. Энергетическая революция даст нам возможность жить в таком мире, где мы сможем потреблять большое количество энергии, не думая о его стоимости и последствиях.
Поиск простого и чудесного решения проблем энергетики - это неверный путь во многих отношениях. В действительности должна произойти революция идей и отношения. У нас есть масса технологий, в которых мы нуждаемся. Если мы заставим их работать и создадим системы, обеспечивающие необходимое нам развитие, не лишаясь при этом остатков энергоресурсов и не нанося ущерб планете, мы сумеем добиться истинной энергетической независимости.