Существует три типа интеллекта: один идет по пути познания, второй отдает предпочтение тому, что познают другие, а третий не имеет способности ни самостоятельно познавать, ни следовать по проложенному другими пути. Первый тип интеллекта самый совершенный, второй - хороший, а третий - совершенно непригодный". То, что в связи с интеллектом говорил Макиавелли, в данном случае, господин президент, можете использовать по отношению к власти Грузии, оппозиция вновь приступает к действию. Что вы будете делать со всем этим?
Прошу прощенья, что пишу это я, не грузин, но я бы гордился быть им. В самом деле, я горжусь тем, что меня с этой страной связывают моя дочь и внук. Я отношусь к тем миллионам, которые следят за происходящим в Грузии и большинство которых желают успехов этой стране, желают, чтобы ведущих и ведомых связывали между собой доверие и правда. Без двух этих принципов безопасность, стабильность и благоденствие не долговечны.
Возможно, мое вмешательство вы посчитаете напрасным, или еще хуже, невежеством, но надеюсь, что мои соображения не примете за интервенцию "внешних сил". Ведь это высказывание относится к классике советской фразеологии. Во время "революции роз" вы потрясли меня тем, что как лидер желали одного, хотели, чтобы главным критерием вашей оценки стало то, как отличается стиль правления ваш и вашего правительства от всего советского: страх иметь иное мнение, контроль суда и, соответственно, верховенство несправедливости, показушность, пропаганда, ложь и запугивание. Это ведь был привычный инструмент, которым удерживали власть в Советском Союзе.
Для того, чтобы подчеркнуть эти соображения, однажды в финале произнесенной вами речи вы заявили: "Как бы ни оценили меня моя страна и история, никогда меня не обвинят в фарисействе ".
Я помню и то неизгладимое впечатление, которое произвели ровно 5 лет назад, во время выступления на BBC. Тогда вы сказали, что "не будете держаться за свою популярность, и каждый демократичный лидер уходит тогда, когда это становится нужным". Вы заявили также, что " когда наступит время уйти, вы передадите вашему преемнику такую страну, у которой будет устойчивая основа для возрождения".
Те, кто сейчас намереваются быть вашим преемником, видимо, не в восторге от таких "основ", и, если, несмотря на заявления некоторых лидеров оппозиции, не наступило время вашего ухода, у вас остаются два выхода.
Первый вариант состоит в том, чтобы просто ни во что не ставить ваших оппонентов, то, чего они придерживаются, и многих людей, которых они представляют. Этот вариант, на мой взгляд, Макиавелли считал бы бесполезным. Ранее вы не отличались особой сдержанностью. Во время максимального проявления вежливости лидеров оппозиции вы называли их некомпетентными, незначительными и несерьезными. В иных случаях отзывались о них как о безответственных, криминальных, коррумпированных, сумасшедших и пророссийских. Эти эпитеты использовали не по отношению ко всем и всегда, но мне интересно, какие возникали чувства у их разнообразных сторонников, когда такими ярлыками награждали оппозицию и, соответственно, каждого из них.
Однажды я доказывал вам и ближайшим вашим советникам, что самый здоровый путь строительства демократии и повышения самоуверенности в грузинском обществе было бы уважение чужого мнения, такого различного мнения, как стимулирование "кислорода демократии", и это намного полезнее, чем преследование оппонентов бульдозерами (если их позиция не сходится со взглядами партии, т.е. "объединенного национального движения") таким образом, будто они враги страны. Эта фраза пробуждает плохие исторические воспоминания.
Этот совет в большинстве будет проигнорирован. Не знаю, совпадение или нет, но сегодня вы оказались лицом к лицу с той оппозицией, которая не только фрустрирована, но и во много раз многочисленная и разгневанная, чем когда-либо с той поры, как вы стали президентом.
Их игнорирование, как минимум в качестве несерьезной силы еще можно считать выбором. Интересно, что к опытной парламентской оппозиции присоединились те, которые с самого начала были Вами выбраны на высокие посты и стояли рядом с вами: бывший спикер, премьер-министр, министр иностранных дел, государственный министр, чрезвычайный представитель и послы. Одного перечня достаточно для того, чтобы предположить, что это серьезные люди. Безусловно, вы можете не принимать их во внимание, или требовать, чтобы они замолчали или просто избить ( как это сделали в ноябре 2007 года с одним из них), но опыт показывает, что подобный подход не уменьшит ни их количества, ни количества их сторонников и не умерит их гнев и желание выдворить вас из вашего офиса.
Существует еще одна возможность: прислушаться к их требованиям, прислушаться, а не призывать их к формальному диалогу. С момента 'революции роз' в их и вашей повестке дня стояло несколько схожих вопросов: транспарентность и подотчетность правительства, независимость суда, отмена контроля правительства на все СМИ, создание такой бизнес-среды, где нет коррупции и бизнесмен не побоится, что станет жертвой несправедливого давления, не говоря об экспроприации, создание инвестиционной среды и проведение справедливых тендеров.
Вы можете заявить, что именно это и делаете. Также вы можете утверждать, что все это вы уже сделали, но, может быть, для того, чтобы страна вам поверила, еще что-то надо сделать?
На вас возлагается ответственность. Инициатива в ваших руках. Вы можете независимо принять позитивные, последовательные решения: в таком случае ваши оппоненты будут лишены аргументов. Вы можете пойти на сотрудничество, получить от них поддержку, например, дать им возможность мониторинга и этим сохранить инициативу за ними. Более того, в таком случае лишь вы будете тем, кто следует шаг за шагом за планом действия Евросоюза, тем, кто серьезным обновлением серьезных реформ обратит на себя внимание и получит поддержку Брюсселя.
"Но этим реформам требуется время. Мы и без того достигли многого.
У нас есть недостатки, но мы, в самом деле, делаем все, что в наших силах. Дела идут лучше. Просто нужно немного больше времени", - говорится в сценарии. Прошу прощения, но этот сценарий изношен, а время истекло, если срочно не предпримите что-нибудь очень существенное и достоверное. Я помогу примерами: восстановите уважение к личности и институт омбудсмена, по-новому укрепите и соответственно финансируйте контрольную палату, учредите комиссию по выборам, которую никто не сможет обвинить в конфликте интересов и проведите полное и независимое судебное рассмотрение убийства Гиргвлиани.
Между прочим, в связи с этим делом хочу спросить, почему вы подписались под досрочное освобождение обвиненных в убийстве Гиргвлиани людей? Что было главным: ваша рекомендация или решение комиссии по досрочному освобождению? Если решение приняла комиссия, то что делать с фактом, что согласно заявлениям некоторых членов комиссии, они не давали рекомендацию на освобождение обвиняемых? Может, ваше решение, или ваше отношение с самого начала к этому делу связано с тем, с чем некоторые ваши оппоненты связывают ваши отношения к министру внутренних дел?
Президент, вы, согласно итогам, опубликованным комиссией по выборам, были избраны 53 процентами голосов. Неужели вы верите, что сегодня больше или меньше 53 процентов поверит в ответы, которые вы дадите на поставленные выше вопросы?
Вы владеете властью, но разве доверие к вам равно той власти, какая у вас имеется сегодня? И у диктаторов есть доверие народа, и это доверие основано на осмыслении войны, что в случае необходимости он будет действовать по-диктаторски. Но доверие к вам основывалось абсолютно на других ценностях: оно основывалось на заявлениях, которые вы делали, когда пришли к власти и согласно которым вы были справедливым и демократичным реформатором.
Если вы уверены, что не можете пренебречь оппозицией, и они не разойдутся молча, если вы решили, что в оставшийся президентский срок сами создадите наследие как лидер, который достиг уважения по реальной заслуге, тогда отнеситесь с уважением к демонстрантам 9 апреля и к их посланиям. Вы "должны уважать то, что другие осознают" (Макиавелли называет этот подход хорошим), или должны действовать сами (это Макиавелли считает лучшей из позиций) и немедленно, неуклонно выполнить то, с помощью чего пришли ко власти: установите политическое и социальное равноправие.
По моему предположению, есть еще и третий путь. Не ставить ни во что уроки 7 ноября 2007 года: использовать еще больше слезоточивого газа, арестовать еще больше народа, вывести на улицу полицию, которая имеет смелость избивать людей, но у которой смелости показать свое лицо не хватает. Но что потом вы предпримите? Что вы потом сделаете с еще одной следующей демонстрацией?
Однажды Муссолини спросили: "Как вы выдерживаете столько лиц, которые изо дня в день смотрят на вас?" Он ответил: "Я в них вижу только то, что они мне говорят. Я не даю им возможность контакта с моей внутренней сущностью. Они на меня производят такое же влияние, как этот стол и бумаги. Я сохраняю свое одиночество неприкосновенным". Двумя годами раньше тот же лидер заявил:" Мы похоронили растленный труп свободы" .
В 2004 году население вашей страны разделяло не только вашу веру в свободу, но верило и в то, что эту свободу вы превратите в реальность: Независимость суда, свобода СМИ, подотчетность, искоренили бы темные углы. Теперь большая часть этих людей потеряла веру. Это не только потеря популярности, как вы предрекали. Это фундаментальные потери. Восстановите веру, или разбейте больше голов. Ход за вами.