МОСКВА - Враги президента Чечни Рамзана Кадырова продолжают погибать один за другим.
В сентябре погиб Руслан Ямадаев, которого застрелили, когда его автомобиль застрял в московской пробке. В январе в Вене был убит бывший телохранитель Кадырова по имени Умар Исраилов, когда он вышел в магазин, чтобы купить йогурт. А на прошлой неделе на парковке возле своего многоквартирного дома в Дубае был застрелен брат Руслана Сулим Ямадаев.
Однако на сей раз произошло нечто неожиданное. Начальник дубайской полиции созвал пресс-конференцию и публично подверг критике российские власти за то, что они допустили такое.
Генерал-лейтенант Дахи Хальфан бен Тамим (Dahi Khalfan bin Tamim) сказал, что следователи подозревают в убийстве одного из ближайших соратников Кадырова Адама Делимханова. Делимханов отрицает свою причастность к этому преступлению.
Данные обвинения создают проблему для кремлевских лидеров, которые посадили Кадырова в кресло президента Чечни в расчете на то, что он искоренит повстанческое движение, которое грозило вырвать республику из-под контроля Москвы.
Бывший премьер-министр, а ныне президент Кадыров по сути дела уничтожил повстанческое движение, однако правозащитные организации и журналисты получают свидетельства того, что его режим использует жестокую тактику, включая похищения людей и пытки.
Очевидно, власти в Москве не очень-то ограничивают Кадырова в его действиях. А в понедельник, когда обвинения против Делимханова вышли на первые полосы газет, у обозревателей появились сомнения в том, что российские лидеры хотят и могут это сделать.
"Он нужен им, - говорит эксперт по российской преступности из Центра по глобальным вопросам (Center for Global Affairs) Нью-йоркского университета Марк Галеотти (Mark Galeotti), - они по сути дела породили своеобразного франкенштейновского монстра. Борясь с чеченским национализмом, они по существу создали автономное чеченское государство".
Убитый в Дубае Сулим Ямадаев был когда-то влиятельным военным командиром в Чечне и представлял все большую угрозу Кадырову.
После стычки между его войсками и кадыровскими охранниками в прошлом году федеральные власти сняли его с должности, и Ямадаев в декабре уехал из России в Дубай. Правительство Кадырова не взяло на себя ответственность за это столкновение.
Российские федеральные власти никак не комментируют произошедшее в Дубае. Поскольку Делимханов в прошлом году стал депутатом парламента, он имеет иммунитет от судебного преследования, а российское законодательство запрещает экстрадицию граждан России.
Представитель Генеральной прокуратуры заявил в воскресенье, что Россия начнет уголовное преследование Делимханова, если полиция Дубая представит убедительные доказательства его вины.
В понедельник Кадыров гневно выступил в защиту Делимханова.
"Считаю необходимым отметить, что Адам Делимханов является моим близким соратником, другом, братом, более того, моей правой рукой, - сказал Кадыров в своем заявлении, - любые заявления в его адрес я воспринимаю как сделанные против меня самого. В соответствии с нормами российского и международного права нами будут приняты все предусмотренные законом меры для того, чтобы распространители клеветнических измышлений понесли ответственность".
Отвечая в понедельник в Грозном на вопросы репортеров, Кадыров сказал, что Сулим Ямадаев неоднократно пытался убить его, и один раз даже отравил в этих целях озеро.
Он также отметил наличие "объективных свидетельств" того, что Ямадаев был причастен к теракту, в результате которого в 2004 году погиб его отец Ахмат Кадыров, занимавший в то время пост президента Чечни.
"Мы сделали все возможное, чтобы привлечь Сулима Ямадаева, который причастен к серии убийств, похищений и прочих серьезных преступлений, к суду в России", - заявил Кадыров, слова которого приводит информационное агентство "Интерфакс".
Этот скандал разразился в трудный момент для президента России Дмитрия Медведева, который пообещал превратить власть закона в основу своего президентства. Он также совпал по времени с широко обсуждаемой "перезагрузкой" в отношениях между Россией и Соединенными Штатами Америки, когда западные лидеры на время отказались от критики в адрес Москвы по поводу нарушений прав человека в этой стране.
Как говорит Сергей Маркедонов, возглавляющий отдел проблем межнациональных отношений в московском Институте политического и военного анализа, он не уверен в том, что убийство заказал Кадыров. Однако это дело уже привело к возникновению "множества неприятных вопросов для России в целом и для Медведева".
"Почему был убит Руслан Ямадаев, а затем Сулим Ямадаев? - спрашивает Маркедонов, - почему не существует оппозиции Кадырову? Что это за режим, который пользуется поддержкой Москвы? И в какой степени Москва способна влиять на него?"
Намеки на перемену в отношении появились 31 марта, когда погиб Сулим Ямадаев. В тот день Кремль, казалось, был готов положительно ответить на просьбу Кадырова о выводе многотысячной группировки федеральных войск из Чечни. В результате этого решения предполагалась отмена ограничений на перевозки грузов и перемещения людей, которые были введены в рамках контртеррористической операции во время второй чеченской войны, начавшейся около десяти лет назад.
Однако не прошло и недели с этого момента, когда появились сообщения о смерти Ямадаева, Национальный антитеррористический комитет России объявил, что ограничения не будут сняты, а войска останутся на местах. При этом в качестве причины была названа сохраняющаяся угроза насилия в регионе. По словам официальных лиц, убийство Ямадаева к решению комитета не имело никакого отношения.
"Действительно, похоже, что в данный момент Кремль очень хочет сохранить определенный контроль над Кадыровым и его командой, - говорит эксперт по Чечне из московского отделения правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина, - завершение контртеррористической операции, вывод большого количества войск и отмена всех ограничений дали бы Кадырову еще больше свободы - а ее у него и так достаточно".
Вместе с тем, добавляет она, Москва в последние годы не предпринимает почти никаких попыток вмешательства в тактику действий Кадырова, "поскольку он подавляет действия мятежников".
По мнению независимых экспертов, пользуясь поддержкой Кремля, Кадыров всего за несколько лет сумел сделать то, чего другие не смогли бы сделать и за десятилетия. Он ослабил и практически свел на нет повстанческое движение, уничтожив большую часть его лидеров, и предоставил амнистию боевикам в обмен на лояльность. Столица Чечни Грозный в основном восстановлена. В городе множество кафе и ресторанов, электричество подают более или менее регулярно, а по новым улицам и проспектам гуляют люди.
"Они укрепили Кадырова, и теперь он, на их взгляд, делает то, что должен делать, - говорит Галеотти, - если взглянуть на рост хаоса в остальных районах Северного Кавказа, то, как ни парадоксально, Чечня сегодня является оазисом мира".
Внимание мирового сообщество к Чечне постепенно ослабевает. Специалист по Северному Кавказу Маркедонов говорит, что уже несколько лет не слышал такого активного обсуждения чеченских дел в иностранных средствах массовой информации.
Он сравнил дело Ямадаева с тем скандалом, который возник в 2007 году, когда британские власти потребовали от России выдать им бывшего агента КГБ Андрея Лугового, обвиненного в убийстве бывшего шпиона Александра Литвиненко. Литвиненко умер в Лондоне в результате отравления редким и высокотоксичным радиоактивным изотопом полоний-210.
"В наших СМИ, - говорит Маркедонов, - они уже начали называть это дело "Литвиненко-2" и "Луговой-2".