Даже прежним фанатам "братской интеграции" абсолютно ясно, что союзный проект умер. Накануне дня единения народов Беларуси и России - искусственного, как пластмассовые цветы, праздника, напрочь утратившего связь с реальными процессами, - Минск и Москва исподтишка обменялись плюхами. А вот Европарламент в этот день предложил руководству синеокой республики "ускорить процесс реинтеграции Беларуси в европейскую семью демократических стран". Короче, интеграционный вектор для Минска развернулся ныне на 180 градусов.
Сначала про плюхи. Москва устами анонима из Минфина заявила: кредита на сто миллиардов нашенских рублей не ждите! И так, мол, задолжали прилично. По чистому совпадению эти обидные высказывания были растиражированы как раз после того, как стало известно, что в проекте повестки дня весенней сессии белорусской Палаты представителей нет принципиального для Кремля вопроса о признании Южной Осетии и Абхазии.
В свою очередь, плюхой для Москвы стало удаление пяти российских телеканалов из белорусских кабельных сетей. В белокаменной такого первоапрельского юмора не поняли и стали чисто конкретно выяснять вопрос через МИД и посольство в Минске. Тем более, что белорусские представители путались в показаниях и выдвигали веер мотивов. Кто-то упирал на то, что "овес нынче дорог", то есть якобы возобладало желание сэкономить. А кто-то вменял в вину попавшим под секиру телеканалам нарушение белорусского законодательства (мол, рекламировали табак, алкоголь и эротику).
Въедливые независимые комментаторы, в свою очередь, обратили внимание на то, что процедура усекновения - тоже, конечно, по чистому совпадению - коснулась каналов, которые в последнее время лезли в личную жизнь белорусского официального лидера и пытались учить его дипломатическому протоколу.
А вообще, надо сказать, это тот случай, когда национально-демократическая оппозиция не стала бить в колокола по поводу ущемления права на информацию. Не секрет, что гипертрофированное присутствие российских электронных СМИ в информационном пространстве синеокой республики давно является раздражителем как для правящей верхушки, так и для ее внутренних оппонентов-нацдемов.
Последние критикуют власть по-своему: мол, поменяли шило на мыло - запустили в кабель "менее злые" московские каналы, а ведь давно пора вместо них давать украинские, польские, Би-би-си и т.д. Да, ну а обращение кавказских республик, как сообщил спикер нижней палаты Владимир Андрейченко, находится на рассмотрении профильной парламентской комиссии. И, скорее всего, чуткие к дуновениям из президентской администрации депутаты будут торопиться медленно. Есть даже хронологическая веха: 7 мая. В этот день пройдет учредительный саммит новой программы ЕС "Восточное партнерство". В саму программу уже пригласили Беларусь, а на саммит могут пригласить Александра Лукашенко.
Поедет он или нет, вопрос пока открытый. Но уж портить Западу настроение признанием Южной Осетии и Абхазии наверняка не разгонится как минимум до этой даты. Тем более, что уже есть первые плоды разрядки напряженности. На подходе вторая часть транша кредита МВФ (заодно и сигнал кремлевским: на вас свет клином не сошелся!), идут переговоры - естественно, тоже о деньгах - со Всемирным банком. Короче, раскручиваем понемногу буржуинов!
Брюссель рассматривает "Восточное партнерство" как тонкий план втягивания синеокой республики в европейский контекст. Внутренние противники Лукашенко уже не первый год скандируют "Беларусь - в Европу!". И многие полагают, что мягкая сила Запада может оказаться действеннее, чем прежние булавочные уколы визовых санкций против деятелей режима.
Ну а власти надеются выковырять из проекта, как изюм из булки, финансово-экономические бонусы. И тихо посылать Европу по назначению в вопросах демократии и прав человека, о коих мягко напомнил в своей свежей резолюции Европарламент.
Итог этой схватки стратегий не очевиден. Европа хитра, но и белорусское начальство поднаторело в интеграционных играх на восточном направлении. В Москве только после десятилетия "единения" поняли, что остались с носом. Теперь официальному Минску самое время развернуть испытанный "инструмент для разводки" на 180 градусов.