Хотя Кремль и дал понять, что он не собирается спасать всех российских олигархов подряд, перспектива уделить часть казенных денег контролируемой государством компании его не смущает.
'Газпром' сейчас покупает за 4,2 миллиарда долларов у итальянской Eni 20 процентов акций нефтяной компании 'Газпром нефть' (бывшей 'Сибнефти' Романа Абрамовича) вдобавок к своим 75 процентам. И не важно, что у 'Газпрома' больше долгов - 48 миллиардов долларов - чем у любой другой российской компании, что у него падает экспортная выручка. Средства дадут подконтрольные государству банки. Фактически, Россия перекладывает деньги из одного кармана в другой.
По данным брокерской компании 'Уралсиб', Россия уже разместила 129 миллиардов долларов из средств, выделенных на стимулирование экономики, в основном в принадлежащих государству банках. Как утверждают члены правительства, эти банки выдали кредиты стратегически важным предприятиям на 60 миллиардов. Конечно, хорошо, что средства все-таки идут в экономику, однако, как это слишком часто бывает, достаются они тем же самым гигантским госкорпорациям. Небольшим предприятиям получить кредит так же трудно, как раньше.
Остается непонятным и то, зачем нужно было заключать эту сделку сейчас. Действительно, 9 апреля истекает опцион на покупку, который 'Газпром' получил по договоренности с Eni, приобретшей долю в нефтяной компании в 2007 году на аукционе по распродаже активов обанкротившегося 'ЮКОСа'. Но ведь можно было попробовать договориться о продлении срока. Эта сделка подводит черту под очередным этапом дела 'ЮКОСа', бывший глава которого Михаил Ходорковский сейчас опять оказался под судом по новым политически мотивированным обвинениям в хищении. Однако причина вряд ли в этом. Вероятнее, Россия, несмотря на кредитный кризис, просто старается как можно скорее вернуть нефтяные и газовые ресурсы под контроль государства. 'Газпром' теперь на шаг ближе к осуществлению своих планов создать гигантскую нефтяную компанию параллельно своему газовому бизнесу. И на шаг ближе к тому, чтобы его запасы нефти позволили бы ему предложить TNK-BP слияние в соотношении, скажем, 51 процент к 49.