Демонстрации, которые прошли в столице Молдовы Кишиневе после выборов в минувшее воскресенье, не похожи на украинскую 'оранжевую революцию' 2004 года. Прежде всего, они вовсе не были мирными. Кроме того, они не были спровоцированы неопровержимыми свидетельствами масштабных фальсификаций во время выборов. Демонстрантам просто не нравится правящая партия: Молдова - единственная европейская страна, где номинально 'коммунистическая' партия победила на свободных и в основном справедливых выборах в 2001 и 2005 гг.
Отчего же протесты? Коммунисты вели грязную кампанию, но не настолько грязную, как другие партии в регионе. На региональные телеканалы оказывалось давление, но главный оппозиционный канал продолжал работу. Бизнесменов убедительно призывали прекратить связи с оппозицией, а президент довольно бесцеремонно напоминал избирателям о том, кто будет платить за их новые школы. Ничего не было сделано для облегчения процедуры голосования сотням тысяч молдаван, живущих за рубежом, которые с меньшей вероятностью проголосовали бы за коммунистов.
Однако Молдова остается относительно открытой страной. Ее жители имеют доступ к румынским, украинским и российским СМИ. Здесь нет такого экономического игрока, владение которым фактически означало бы контроль над всей страной - как в случае "Газпрома" в России. В 2007 г. 51 процент молдавского экспорта шел в ЕС и только 17 процентов - в Россию. Даже Приднестровье, крупный производитель стали и цемента, торгует главным образом с Европой.
Что ж, возможно, коммунисты приукрасили свой результат. По данным официальных экзит-поллов, они получили 45 процентов голосов, а они заявляют, что набрали ровно 50 процентов - против 46 процентов в 2005 г. и менее 40 процентов на местных выборах в 2007 г. Но результат не был полной фикцией. Главные партии оппозиции - проевропейские либералы и либерал-демократы - получили лишь примерно по 13 процентов, а альянс 'Наша Молдова' - менее 10 процентов голосов.
Но коммунистам было нужно 61 из 101 места в парламенте для избрания следующего президента и других официальных лиц. Их лидер Владимир Воронин пробыл на своем посту два максимально положенных ему срока: наиболее вероятен такой исход, что он станет председателем парламента, а Молдова 'обнаружит', что она парламентская республика.
Довольно забавно, что по прогнозам коммунисты должны получить как раз 61 место. В 2005 г. им пришлось вступить в альянс с христианскими демократами - которые в долгосрочном плане пострадали, потеряв свой традиционный прорумынский электорат и получив всего 3 процента голосов. На этот раз коммунистам не придется вступать в альянсы: они легко могут переманить пару бизнесменов из списков остальных трех партий.
Второй причиной протестов был флирт коммунистов с Россией. В последние годы Молдова в своей внешней политике бросалась из крайности в крайность, но с 2003 г. Воронин ведет в основном проевропейский курс. Однако на этот раз, в условиях напряженной предвыборной борьбы, он пользовался поддержкой Москвы в качестве избирательного ресурса.
Эта тенденция вполне может продолжиться. Россия стремится решить спор с сепаратистской Приднестровской Республикой на собственных условиях. Кроме того, она желает приобрести такие активы, как электростанции в Кишиневе и Бельцах, которые сегодня выглядят относительно дешевыми.
Третьим фактором является то, что Молдова - одна из стран, столкнувшихся с экономическим кризисом. Она искусственно продлила до апрельских выборов потребительский бум на своем рынке, который был профинансирован за счет денежных переводов 500 000 молдаван, работающих в ЕС и 344 000, работающих в России, - в свое время эти суммы составляли треть ВВП. Окружение Воронина сокращает объем импорта и строительства, финансировавшихся за счет денежных переводов - поэтому продолжение цикла объясняется не только обычными предвыборными причинами. Но импорт сегодня в три раза больше экспорта, а на таможенные пошлины приходится 70 процентов бюджетных поступлений. Кризис надвигается.
Когда он настанет, у ЕС на руках будет множество карт. Вопросом огромной важности для молдаван, легально и нелегально работающих в ЕС, являются визы. Миссия ЕС по мониторингу границ способствовала обузданию коррупции, а также переправки людей и наркотиков через Приднестровье. Вскоре Молдове, возможно, придется идти с протянутой рукой в МВФ.
Молдова - небольшая страна, но это одно из немногих демократических государств региона. И ее случай может свидетельствовать о более широкой тенденции. В условиях глобального экономического кризиса существует реальный риск того, что ЕС отступит от своей идеи 'восточного соседства'. С другой стороны, Россия во времена кризиса не прибегает к утилитарному мышлению. Она инвестирует в будущее влияние.
Эндрю Уилсон - старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям