В обветшавшем жилом доме в центре города, где у них организован штаб, молодые члены движения "Ратом" ("Почему") старательно вырезают листовки и наклейки. Выбор у них ограниченный. Можно даже сказать - "целевой". Поскольку наиболее часто используемое в них изображение - это мишень вокруг головы грузинского президента Михаила Саакашвили, с перекошенным лицом и взлохмаченными волосами, сопровождаемая простым вопросом: "Почему?".
"Мы выбрали это слово, потому что мы задаемся вопросом, почему у нас несправедливые суды, подконтрольные власти средства массовой информации и почему мы проигрываем войны?", - рассказывает художественный критик Ираклий Кордзая, основатель движения. Он уточняет: "Мы не требуем объяснений от президента. Мы просим его отреагировать и уйти в отставку".
На первый взгляд, это движение внешне похоже на движение "Хмара" ("Довольно!") - молодежное объединение, которое способствовало победе "революции роз", приведшей Саакашвили к власти в 2003 году. Однако его члены не так молоды, они не студенты, а уже работают, они не говорят по-английски и - главное - у них нет денег, в отличие от молодежных движений (финансируемых американскими НПО), замешанных в организации бархатных революций, которые с 2000 по 2005 год одна за другой произошли в Сербии, Грузии, на Украине и в Киргизстане.
Оппозиции удалось преодолеть разногласия
В преддверии крупной акции протеста, намеченной оппозицией на этот четверг, напряженность между ее членами возрастала. Три кортежа выедут в этот день из трех различных точек города и встретятся перед зданием парламента, где манифестанты будут требовать перемен. "Перемены" - этим словом расписаны тротуары. А за последние несколько дней уже прошло несколько мелких собраний молодежи, в частности, перед камерами государственных телеканалов.
Оппозиция, будучи весьма разнородной (около дюжины объединений), все же смогла преодолеть свои разногласия и договориться по поводу определения общей цели, которая состоит в организации новых выборов. "У Саакашвили больше нет моральных и политических ресурсов, необходимых для ведения дел в стране", - говорит Ираклий Аласания, бывший постоянный представитель Грузии в ООН, новая восходящая звезда оппозиции. "Когда вы проиграли войну и у вас не работает экономика, нужно дать шанс новой команде", - подчеркивает молодой оппозиционер, ставший диссидентом после августовской войны с Россией за контроль над Южной Осетией и Абхазией.
Оппозиционеры, которые говорят о кризисе доверия между населением и правительством, рассчитывают на широкое участие населения в акции протеста. Если это действительно произойдет, манифестация продлится несколько дней. Согласно опросу, проведенному партией Ираклия Аласания - "Альянс за Грузию" - большинство грузин поддерживают идею проведения досрочных выборов.
Бегство из президентского лагеря
Выборы, прошедшие в январе 2008 года, в ходе которых действующий президент в первом туре набрал 53% голосов, были проведены с нарушениями, заявляет бывший министр иностранных дел (назначенная на этот пост после революции) и бывший посол Франции Саломе Зурабишвили (которая имеет французское и грузинское гражданство). "Международное сообщество признало легитимность выборов, потому что, выбирая между стабильностью и демократией, оно, как ей казалось, выбрало стабильность. К сожалению, августовская война доказала обратное", - говорит она.
В течение последних месяцев все больше людей стали покидать президентский лагерь, который ответил на растущее недовольство в стране перестановками в правительстве. Комиссия, созданная с целью анализа результатов августовской войны, не дала удовлетворительного ответа, который мог бы успокоить критиков. В преддверии нынешних акций протеста правительство предприняло несколько неуклюжих инициатив, арестовав, например, активистов оппозиции, которых заподозрили в перевозке оружия. Партии Нино Буржданадзе (одной из трех инициаторов "революции роз", бывшей соратницы Михаила Саакашвили, которая в прошлом году перешла в оппозицию) предъявили обвинение, утверждая, что она поддерживает связи с Россией, однако она заявляет о своей невиновности.
Ходят слухи, что уже недалеко до применения силы, при том что российские войска стоят всего в часе езды от грузинской столицы. Сложно сказать, идет ли речь просто о том, чтобы напугать молодежь, которая в массе своей деполитизирована, или о начале перехода к стратегии напряженности.