Пока Соединенные Штаты готовятся разместить еще 17 000 военнослужащих на проблемном афганском театре военных действий, Кыргызстан обещает закрыть американскую базу 'Манас', играющую жизненно важную роль в продолжении операций в Афганистане.
База 'Манас' была открыта во время броска Соединенных Штатов в регион после сентября 2001 г. Восемь лет спустя отсутствие налаженного взаимодействия со странами Центральной Азии затрудняет выполнение поставленных задач в Афганистане. В рамках политики администрации Обамы по выработке 'региональной' стратегии по Афганистану политикам из Белого дома стоило бы принимать в расчет весь регион, а не только Пакистан и Иран.
На севере Афганистан граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Таджикско-афганскую границу уже много лет охраняют российские войска, а Узбекистан и Туркменистан осуществляют охрану границы собственными силами. Охрана границы ведется неэффективно, в условиях дефицита ресурсов, и это отчасти объясняет проблему организованной преступности в Центральной Азии и феномен Ферганской долины, где процветает контрабанда. Слабость границ между государствами Центральной Азии и Афганистаном - рецепт провала долгосрочных усилий Соединенных Штатов и их союзников по НАТО в Афганистане. Сегодня мы видим, как террористы и другие преступники безнаказанно проникают через незащищенную границу с Пакистаном. Почему со стороны Центральной Азии должно быть иначе?
Теперь, когда Белый дом проводит всеобъемлющий пересмотр стратегии в Афганистане - соответствующий документ должен быть готов в этом месяце - чиновникам администрации стоило бы указать на проблему слабо защищенных границ страны, которые также пересекаются с главными маршрутом снабжения войск США и НАТО. Существует огромный потенциал сотрудничества между странами региона в сфере передачи ноу-хау и усиления институционального потенциала таможенных и пограничных служб. В 2010 г. лидер региона Казахстан займет место председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и Астана уже проявила интерес к совместной работе с Соединенными Штатами и их союзниками по стабилизации Афганистана и региона.
Для Казахстана ненадежность афганской границы представляет собой важнейшую проблему безопасности. Организованная преступность и другие элементы, проникающие через нее, не только придают политике региона элемент нестабильности, но и подрывают реальную экономику и торговлю.
В то же время, Вашингтон и европейские столицы сильно озабочены будущим ОБСЕ. Самая широкая структура безопасности региона страдает от синдрома 'Что делать дальше?', возникшего после окончания 'холодной войны'. Это усугублено проблемами ее легитимности. Многие государства-члены не выполняют фундаментальные требования организации по демократии, правам человека и свободам СМИ.
После войны с Грузией в августе 2008 г. Россия стремится заменить ОБСЕ такой структурой безопасности, которая отстранила бы Соединенные Штаты от решения вопросов Центральной Азии. Хотя желающих в Европе пока не так много, это все же говорит о том, что ОБСЕ должна приступить к выполнению некой осмысленной миссии, если ее участники хотят продлить ее существование. Руководство Казахстана право, считая такой миссией безопасность границ, и это в интересах сил Соединенных Штатов и НАТО в Афганистане.
Для институционализации сотрудничества команда Обамы должна сделать своим приоритетом визит в Казахстан. Но Россия может и должна участвовать в региональных инициативах. Незащищенные границы Афганистана способствуют росту организованной преступности, возникновению террористических ячеек и незаконному обороту наркотиков на просторах России. Российские войска в Таджикистане в буквальном смысле находятся на передовой этого противостояния. В усилиях президента Обамы по поиску точек соприкосновения с Москвой безопасность границ должна стать во главе списка.
Региональное сотрудничество имеет смысл и с трансатлантической точки зрения. НАТО уже ведет операцию в Афганистане, но недавно Европейский Союз начал инициативу для Центральной Азии под зонтиком своей 'политики соседства'. Среди ее приоритетов - безопасность границ, но пока на этом направлении достигнуто немного. Отлаженная американо-казахстанская инициатива по реализации масштабной программы безопасности границ для Афганистана и Центральной Азии, безусловно, вызовет достаточно интереса для того, чтобы к ней подключился Европейский Союз.
Снабжение увеличенного американского контингента в Афганистане будет осуществляться главным образом товарами, приобретенными в Казахстане и переправленными по территории Узбекистана и Туркменистана. Но нестабильность, для противодействия которой он там размещен, питается торговлей совсем иного рода, имеющей противоположное направление. Усилия, предпринимаемые в Афганистане, принесут плоды только в том случае, если они будут дополнены усилиями, предпринимаемыми за его пределами, включая укрепление безопасности путем регионального взаимодействия.
Стабильность в Афганистане в интересах ОБСЕ, Европейского Союза, России, НАТО, Соединенных Штатов и стран региона, невзирая на имеющиеся между ними противоречия. Обама не должен упустить возможность воспользоваться таким совпадением интересов ради успеха важнейшей из своих инициатив в сфере национальной безопасности.
Борут Гргич - председатель брюссельского Института стратегических исследований. Александрос Петерсен - научный сотрудник и ассоциированный директор Атлантического совета Соединенных Штатов.