В марте 2009 Европейский союз совершил маневр, напоминающий ошеломительный ход Сталина в августе 1939-го: одним ловким соглашением перенес свои границы на семьсот километров восточнее. Такого рывка не ожидал никто, и прежде всего Россия. По поведению российской делегации в Брюсселе (представители МИДа РФ и 'Газпрома' просто бежали из зала, где в присутствии первых лиц ЕС и Украины обсуждалась тема модернизации украинской газотранспортной сети) отчетливо понималось, что протокол Тимошенко - Баррозу, передающий ЕС контроль над газопроводами Украины, был полной неожиданностью для Москвы. Конечно, этот факт исчерпывающим образом свидетельствует о качестве работы российских спецслужб, предпочитающих, вероятно, контроль за подачей чая в Лондон наблюдению за подачей газа через Киев. Ведь и студенту понятно, что подписание протоколов было лишь финалом длительных переговоров Украина - ЕС, оставшихся тем не менее для Москвы незамеченными.
Труба, на которой играли... газ
Возможно, все дело в том, что Украина по-прежнему представляется околокремлевской элите лишь трубой, на которой Россия "играет газ" для Европы. Но блицкриг украинского премьер-министра Юлии Тимошенко убедительно показал, что в новом мобильном мире и против лома есть прием. Он называется креативной политикой. Так что же, собственно, задумали Брюссель и Киев?
Зимние российско-украинские газовые войны превратили обычного потребителя чуть ли не в эксперта по транспортировке газа. И теперь почти каждый телезритель знает и про украинские подземные газовые хранилища, куда каждым летом закачиваются миллиарды долларов в газообразном виде, и про компрессорные станции, и даже про то, что около 80% всех украинских газоперекачивающих агрегатов морально устарели и требуют модернизации.
'Газпром' готов был в этой модернизации участвовать. На улице Наметкина посчитали, прослезились, потом посчитали еще раз и неофициально сообщили, что работы по превращению украинской ГТС из удобрения в конфетку обойдутся примерно в 30 миллиардов долларов. Что ни говори, солидная цифра от солидных людей!
В это же время свои подсчеты вели скромные брюссельские эксперты. Они выяснили, что реконструировать на Украине необходимо четыре магистрали общей протяженностью 4777 км, два крупнейших подземных газохранилища и 38 газоизмерительных станций. Затем сообщили, что эти работы могут занять около семи лет. В этот момент их московские коллеги, вероятно, согласно кивали головой и сокрушались, что продешевили с конечной цифрой. Пока наконец не была озвучена стоимость всего предприятия - 2,55 миллиарда долларов.
Антибрюссельский блок
Пожалуй, еще никогда в новейшей истории разница взглядов Запад - Восток не получила столь яркого и осязаемого выражения. Украинские эксперты (тоже, вероятно, сквозь зубы и скрепя сердце) под убийственным взглядом неукротимой Юлии плюнули вслед уходящей натуре откатной экономики и цифру эту... подтвердили.
(В скобках замечу объективности ради, что подобного бескорыстия не случалось, наверное, в этих краях, как говорили в советскую старину, после 1913 года. Да, думаю, и до 1913 года тоже. Пилить и откатывать умели еще запорожские казаки; и, кстати, то самое хамское письмо султану Мехмету IV - лишь анекдотичный эпизод длительного и вполне взаимовыгодного сотрудничества османских чиновников и казацких, как бы теперь сказали, полевых командиров)
Реакция Москвы на протокол ЕС - Украина была столь же мгновенной, сколь и яростной. Российский премьер обозвал подписантов дилетантами и пригрозил изменить формат отношений между РФ и ЕС. Российский президент отложил консультации с украинскими коллегами на неопределенный срок и отказал Украине в ранее обещанном кредите в 5 млрд долларов. Кредит этот был обещан вовсе не для обустройства ГТС, а для закупки технического газа, который необходимо закачать в хранилища перед началом отопительного сезона в Европе. За этим отказом, кстати, тут же замаячил призрак новой зимней газовой драмы.
Но одним отказом в кредите дело не ограничилось. Президент Медведев лично попытался уговорить канцлера Меркель вмешаться в процесс и способствовать отмене брюссельских решений. В этот понедельник стало известно, что 'Газпром' сформировал целый блок противников брюссельско-киевского союза. В этот блок вступили главные европейские покупатели газа - наш E.on и итальянский концерн Еni.
Красавица Юля и Елена Прекрасная
Мы с вами вправе спросить, что же на самом деле происходит в Европе, если по такому вполне невинному техническому решению бьют главными калибрами ядерной державы?
Все дело в том, что брюссельский протокол кажется мелким техническим шагом лишь на безразличный к геополитике взгляд. На самом же деле неистовая Юлия задумала попросту перекроить зоны влияния на субконтиненте Восточная Европа. Украинская красавица с косой затеяла нечто гораздо более опасное, чем ее давняя предшественница, прекрасная Елена, втянувшая греческие элиты в жуткий конфликт, ставший известным под названием Троянская война. Началась она, в общем, как многие помнят, из-за подобного же 'пустячка', с небольшой дискуссии на почти отвлеченную тему.
Чья окраина Украина?
Еще несколько недель тому назад это вопрос вызвал бы в Киеве кривую усмешку или глухую обиду. Скромная и мирная наука этимология, изучая происхождение слов, не оставляет нам шансов не считать эти два слова - окраина и Украина - родными сестрами и близнецами. Тем не менее то, что кажется бесспорным одним, представляется вполне оспоримым их противникам; многие жители страны справедливо обидятся на подобный вопрос, заметив, что нечего с помощью бессловесной этимологии третировать целый народ. Спор этот, впрочем, давний, скучный, банальный и безнадежный. И вдруг Юлия Владимировна Тимошенко вывернула его наизнанку, как поступают с изношенной шубой в попытке сварганить из нее почти новое манто.
Как только брюссельские протоколы вступят в силу, ЕС вправе покупать российский газ не на западной границе Украины, как все последние годы, а на восточной ее границе с РФ. Таким образом вечно шпыняемая младшая сестра вдруг выйдет замуж за старшего брата! При этом не потеряв ни миллиметра политической невинности.
Ведь одно дело показать через трубу козу Киеву и совсем другое - Брюсселю. Пусть там символом города и считается знаменитый Писающий мальчик, но ведь в ЕС входят и столицы, чьи тотемы не страдают недержанием мочи в момент опасности:
Конечно, подобный солнцеворот могла затеять только неистовая Юлия. Впрочем, ей к креативным и отчаянным решениям не привыкать. В свое время, убедившись в недоговороспособности с ней президента Кучмы, она нашла выход и попросту сменила президента Украины. Еэсовский лидер Жозе Баррозу и комиссар по энергетике ЕС Андрис Пиебалгс, конечно, мужчины крепкие, но чары прекрасной Юлии совершили с ними то, что испокон веков совершают женские чары именно с крепкими мужчинами. Понятно, что на одной кривой косе Россию было не объехать. Осадок от зимней газовой российско-украинской войны помог украинскому премьеру в Брюсселе больше, чем дюжина влиятельных союзников. Тем более что таких союзников у нее оказалось гораздо больше дюжины.
Матрешка наоборот
Вообще, эта удивительная и остающаяся все еще в тени безвестности история напоминает русскую матрешку. С той лишь разницей, что каждая следующая доставаемая кукла гораздо больше предыдущей.
Правда в том, что протокол Баррозу - Тимошенко отнимает у России ее главное стратегическое оружие: он ставит вечный крест на проектах двух газопроводов в обход Украины - Северный поток и Южный поток.
Все те же брюссельские скопидомы в компании прирученных украинских экспертов посчитали, что следующим шагом можно было бы резко нарастить транзитные возможности Украины. Для этого нужно построить всего две новые магистрали. Их длина - полторы тысячи километров. А стоимость - около 5,5 миллиарда долларов. Это строительство приведет к увеличению пропускной способности украинской ГТС на 60 миллиардов кубов газа в год.
Здесь нужно вспомнить, что один только проектируемый "Северный поток", он же Nord Stream, руководимый достопочтенным канцлером в отставке Герхардом Шредером, должен обойтись более чем в 12 миллиардов долларов, дав дополнительно Европе менее 28 миллиардов кубиков газа в год. Планируемый "Южный поток" может влететь ЕС в 20 миллиардов долларов. При этом его пропускная способность не превысит 30 миллиардов кубометров газа в год.
Из этого получаются все те же 60 украинских миллиардов кубов, но только вшестеро дороже.
Не думаю, что руководители концерна E.on, вступившие в антибрюссельский блок с Москвой, сумеют легко объяснить канцлеру Меркель, почему они предпочитают потратить вшестеро больше средств для получения одного и того же объема газа? Тем более что эти миллиарды упадут не с неба, а будут вырваны в посткризисные годы из наших с вами карманов - ведь в итоге за газ платит конечный потребитель.
Следуя этим рассуждениям, Герхарду Шредеру надо бы срочно искать другую работенку. Как бы ни стремился Берлин ладить с Москвой, оплачивать ее козу Киеву из своего кармана он не будет. А без Берлина этот проект - как труба без газа.
Вот теперь, когда все тайное стало явным, реакция Москвы на брюссельскую договоренность уже не кажется чрезмерной. Женщина с косой зарубила на корню многолетнюю надежду на признание со стороны Западной Европы России в роли классной наставницы Европы Восточной.
В сочетании с кризисом и падением цены на энергоносители и металлы этому оскорблению, кажется, уже не суждено быть отомщенным. Разве что...
Но нет, даже думать не хочу о подобных мерзостях...