В Молдавии, расположенной вдали от центров внимания международного сообщества, сегодня, 18 лет спустя после обретения независимости, происходит мучительный процесс. Процесс, который давно уже пережили балканские страны и бывшие советские сателлиты - вплоть до Белоруссии. Но Молдавии пока никак не удается "перерезать пуповину" с Москвой.
Коммунистов, одержавших победу в Молдавии, нельзя всерьез упрекнуть в каких-либо манипуляциях. Они набрали почти половину голосов на выборах. Ожидалось, что они наберут процентов на 20 меньше. Однако эта разница даже по оценкам ОБСЕ не является следствием каких-то махинаций. Тот факт, что молодежь страны неистовствует на улицах и штурмует парламент, можно, в крайнем случае, объяснить тем, что они испытывают крайнее разочарование. Молодежь хочет прорыва, она хочет в Европу. И это их неотъемлемое право. Однако оно уже давно не является оправданием для вспышек насилия.
Для нынешнего президента, как, вероятно, и для следующего, даже не встает вопроса о том, чтобы установить более тесные связи с Европой. Поэтому в стране не существует никакой основы для модернизации. И, возможно, именно это внезапно осознали "горячие головы" после объявления итогов выборов. Они видят свое будущее в рамках Запада, а тем временем их страна крепко застряла в тисках Востока.
Россия поддерживает сепаратистов в провинции Приднестровье, не признавая, однако, его независимым государством, как она сделала в случае с Южной Осетией и Абхазией. К тому же, еще слишком свежа память о том, насколько пострадал ее имидж после конфликта в Грузии. А правительство в Кишиневе осознает, до какой степени оно от нее зависит. Даже из экономических соображений оно не может себе позволить порвать с Россией. Помимо вина и немногих видов сельскохозяйственной продукции, эта республика, затерянная на "ничейной территории" между Украиной и Румынией, не производит ничего более-менее стоящего, что могло бы позволить питать сколько-нибудь оправданные надежды на обретение экономической независимости.
От Европы Молдавии ждать особенно нечего, кроме, разве что, небольшой экономической помощи. Пока на юго-восточном фланге ЕС не произойдет ничего похожего на "вторую Грузию", происходящие здесь события не будут настолько значимы для Брюсселя, чтобы он стал уделять этой стране больше внимания. Молодежь остается наедине со своей неудовлетворенностью. Горький опыт, полученный в богом забытой стране.