В Вашингтоне в среду представители администрации Обамы сообщили, что Соединенные Штаты теперь будут на регулярной основе участвовать в переговорах, которые другие крупные державы ведут с Ираном по поводу его ядерной программы.
Это решение стало очередным шагом к обещанному президентом Обамой прямому диалогу с Ираном. Оно последовало за адресованным Тегерану предложением начать новый раунд переговоров, в которых будут принимать участие Британия, Франция, Германия, Россия и Китай. Оно также совпало по времени с неожиданно примирительным по отношению к Соединенным Штатам заявлением иранского президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad).
В среду, выступая с речью, Ахмадинежад заметил, что правительство Ирана готово к переговорам с администрацией Обамы, при условии, что она 'честно' намерена изменить политический курс США.
Администрация Буша в основном избегала участия в этом переговорном процессе с Тегераном, инициаторами которого выступают европейцы. В июле прошлого года она неохотно направила высокопоставленного дипломата для участия в одном раунде, который закончился безрезультатно.
Иран тем временем продолжает обогащение урана, что, по словам его представителей, необходимо для развития атомной энергетики в стране. США и их союзники, однако, расценивают эти работы как элемент тайной программы по созданию ядерного оружия.
Решение администрации стало последним по времени из серии демаршей по отношению к Ирану - от видеообращения Обамы к иранскому народу по случаю Навруза три недели назад до 'импровизированной' встречи спецпредставителя президента Ричарда Холбрука (Richard C. Holbrooke) с иранским дипломатом на прошлой неделе.
'Осторожные шаги по налаживанию взаимодействия с Ираном по целому ряду вопросов, затрагивающих интересы нашей страны и мирового сообщества вполне целесообразны, - заметила госсекретарь Хиллари Родхэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton). - Нет более важной задачи, чем постараться убедить Иран прекратить работы по созданию ядерного оружия'.
Об упомянутом решении Администрации сообщил в среду на встрече в Лондоне с представителями других государств Уильям Дж. Бернс (William J. Burns), - 'третье лицо' в Госдепартаменте и уполномоченный США на переговорах. Как отмечают в американском внешнеполитическом ведомстве, Бернс также проинформировал зарубежных дипломатов о новом политическом курсе по отношению к Ирану в целом; его разработка уже близка к завершению.
Демонстрируя готовность взаимодействовать с Ираном, отмечают американские чиновники, Администрация пытается заручиться поддержкой союзников, например, Германии и Франции, а также более скептически настроенных игроков вроде России. В результате, если дипломатические методы результата не дадут, эти государства поддержат предложения Америки об ужесточении санкций против Тегерана.
Цель любых переговоров, поясняют эти чиновники, по прежнему будет состоять в том, чтобы убедить Иран прекратить работы по обогащению урана. Пока еще есть время, полагают они, и Вашингтон считает, что сможет убедить Тегеран остановить центрифуги до того, как страна превратится в 'фактическую ядерную державу'.
Белый дом также планирует начать диалог с Ираном на двусторонней основе, сообщают эти чиновники, беседовавшие с нами на условиях анонимности, поскольку новые политические установки еще не обнародованы. По некоторым признакам, этот зондаж начинает находить отклик у иранского руководства, отмечают наши собеседники и не связанные с Администрацией эксперты. 'Они чувствуют, что Обама всерьез намерен перевести американо-иранские отношения на новые рельсы', - полагает Аббас Милани (Abbas Milani), директор программы по изучению Ирана в Стэнфордском университете.
Ахмадинежад, выступая в городе Исфахан в центральной части Ирана, как сообщает агентство Fars, заявил: 'Иранский народ с радостью пожмет протянутую ему руку, если тот, кто ее протягивает, действительно честен'. 'Перемены заключаются не в словах, а в делах', - добавил президент Ирана.
Несмотря на этот примирительный тон, в среду иранские власти обвинили журналистку-фрилансера Роксану Сабери (Roxana Saberi), американку иранского происхождения, в шпионаже; об этом сообщил высокопоставленный чиновник из Министерства юстиции. 'Под прикрытием журналистского статуса она занималась шпионской деятельностью', - заявил этот чиновник по имени Хусейн Хаддад (Hossein Haddad), в интервью информационному агентству ISNA.
Сабери - ей 31 год - приехала в Иран шесть лет назад и работала по заданиям BBC и National Public Radio. В 2006 г. ее аккредитация была аннулирована. В феврале журналистку арестовали. Первоначально власти обвинили ее в том, что она работает нелегально, без официального разрешения.
По словам ее адвоката Абдулсамада Хоррамшани (Abdolsamad Khorramshahi), он не видел обвинительного заключения, но надеется, что сможет добиться освобождения своей клиентки под залог. На прошлой неделе Клинтон передала иранским дипломатам письмо с просьбой к Тегерану об оказании помощи в освобождении Сабери.