Дмитрий Медведев занимает пост президента России почти уже год, и трудно представить себе такую область, в которой он продемонстрировал бы независимость от своего наставника и предшественника Владимира Путина. Многие наблюдатели с тоской вспоминают его давнишнюю критику российского 'правового нигилизма' и безудержной коррупции, равно как надежды на то, что однажды Медведев возьмет и, пользуясь известной метафорой, нажмет кнопку perezagruska в сфере прав человека.
Сейчас самое время для этого.
31 марта трое неизвестных избили 67-летнего правозащитника Льва Пономарева недалеко от его дома. Месяцем ранее был аннулирован загранпаспорт Пономарева, и его обвинили в клевете за те заявления о нарушениях прав человека в России, которые он сделал, находясь в Соединенных Штатах. Сергей Ковалев, 79-летний правозащитник, в советские времена проведший 10 лет в исправительно-трудовых лагерях и внутренней ссылке за то, что КГБ называл 'антисоветской агитацией и пропагандой', направил Медведеву открытое письмо. Он критикует правительство за толерантное отношение к 'доморощенным фашистам' и циничное попустительство совершающим политически мотивированное насилие. Пока реакции от Медведева не поступило.
Не отреагировал он и на новые абсурдные обвинения в адрес Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, бывших руководителей расчлененной нефтяной компании ЮКОС, арестованных в 2003 г.
Тогда они обвинялись в уклонении от уплаты налогов; на этот раз им инкриминируется кража всей продукции, произведенной ЮКОСом. Если первые процессы можно было, по крайней мере, объяснить сведением политических счетов с могущественным и амбициозным олигархом, то новые - это просто спектакль, цель которого состоит в том, чтобы навсегда засадить за решетку Ходорковского и его коллегу. 'Власть, выполняй свои законы', - потребовал Ходорковский в начале процесса.
Если 'правовой нигилизм' действительно отвратителен Медведеву, то он должен понимать, что сейчас настал судьбоносный момент. Нефтяной бум, которому Путин обязан своей популярностью и властью, и которым объясняется терпимость общественности к творящемуся беззаконию, закончился. Скорее всего, дела пойдут еще хуже, и те россияне, которые сегодня брюзжат, завтра рассердятся. Это создаст еще более благодатную почву для того, чтобы окружающие Путина сторонники авторитарных мер сильнее затянули гайки.
Для молодого президента опасно и рискованно противиться наставнику и бросать вызов этой компании. Но он демократически избранный президент. Отстаивание верховенства закона не только повысит авторитет Медведева на Западе, но и ободрит тех деморализованных россиян, которые по-прежнему жаждут демократии.