Убийство в стиле Джеймса Бонда известного чеченского беженца в Дубае вновь приковало внимание мира к деспотичному режиму Рамзана Кадырова - опирающегося на поддержку Кремля президента республики Чечня, расположенной в неспокойном кавказском регионе. Это событие также усилило сомнения в способности российского президента Дмитрия Медведева выполнить свое обещание - защитить власть закона и укрепить судебную систему после 'правового нигилизма' путинских лет.
Сулим Ямадаев, бросивший вызов Кадырову, который взял под свой контроль чеченские силы безопасности, был убит 28 марта человеком в перчатках и с пистолетом золотистого цвета. Такие данные сообщила дубайская полиция. Позже неподалеку от места преступления был найден брошенный пистолет Макарова российского производства. После ареста двух человек - таджика и иранца, а также бегства в Россию еще четырех подозреваемых шеф полиции Дубая генерал-лейтенант Дахи Хальфан Тамим (Dhahi Khalfan Tamim) обвинил в организации этого убийства близкого соратника и двоюродного брата Кадырова Адама Делимханова.
Бывший заместитель премьер-министра Чечни Делимханов, который сегодня является членом парламентской фракции партии Владимира Путина 'Единая Россия', свою причастность к преступлению отрицает. 'Заявления начальника дубайской полиции : преследуют цель дестабилизировать чеченское общество. Полиция оказалась несостоятельной провести качественное расследование', - сказал он. По словам Делимханова, он готов сотрудничать со следствием, но будет защищать себя от оговоров и оскорблений.
Кадыров был менее осторожен, заявив, что Ямадаев заслужил свою смерть. 'Считаю необходимым отметить, что Адам Делимханов является моим близким соратником, другом, братом, более того, моей правой рукой. И любые заявления в его адрес я воспринимаю как сделанные против меня самого', - сказал он.
Кадыров утверждает, что Ямадаев пытался убить его, один раз даже отравив для этого озеро. По словам Кадырова, Ямадаев был причастен к убийству в 2004 году его отца - тогдашнего президента Чечни Ахмата Кадырова. 'Мы сделали все возможное, чтобы привлечь Сулима Ямадаева, причастного к серии убийств, похищений и к другим серьезным преступлениям, к суду в России', - заявил он.
По некоторым подсчетам, Ямадаев стал за последние полгода пятым убитым за пределами республики чеченцем. В январе в Вене был застрелен бывший соратник Кадырова Умар Исраилов. Он обвинил Кадырова и Делимханова в том, что те пытали его и избивали лопатами. Остальные погибли ближе к родным местам. В сентябре недалеко от Кремля был убит брат Сулима Ямадаева Руслан. Российские средства массовой информации также писали о причастности Делимханова к насильственной смерти еще одного кадыровского врага - бывшего полевого командира и офицера ФСБ Мовлади Байсарова. ФСБ это организация-преемница КГБ.
Газета Moscow Times приводит слова аналитиков, которые говорят, что Кадыров заключил фаустовскую сделку с Кремлем, где его близкий союзник Путин все еще пользуется большим влиянием, несмотря на присутствие президента Медведева. В обмен на действия Кадырова по подавлению борьбы за независимость, которая сотрясала Чечню в 90-е годы (и в которой она сам играл ведущую роль), Москва дала ему возможность делать в республике практически все, что он хочет. Кадыров, в свою очередь, потребовал от своих соперников непоколебимой верности, пригрозив пытками, высылкой и еще более суровой карой.
Несмотря на звучащие сравнения дубайского убийства с отравлением радиоактивным полонием критика Кремля Александра Литвиненко в 2006 году в Лондоне, Россия не начала пока уголовное расследование по факту убийства Ямадаева. Ни Кремль, ни российское министерство обороны, в котором, согласно имеющимся сообщениям, служил Ямадаев, никак не прокомментировали эти события.
'Кремлевская сделка с Кадыровым по сути дела означает предоставление неограниченной власти в обмен на лояльность, - заявила Moscow Times аналитик Татьяна Становая, - даже после этого убийства Кадыров остается в рамках действия данного соглашения'.
Велика вероятность того, что заказчики последних убийств так и не ответят за свои преступления. По мнению комментаторов, это является частью более масштабной проблемы, относящейся к независимости судебной системы, политическим манипуляциям и нетерпимости к инакомыслию, которая угнетает российское общество. Недавно было прекращено судебное преследование четырех человек, обвиненных в убийстве известной журналистки, автора криминальных расследований и жесткого критика Кадырова и Путина Анны Политковской. Многие в России убеждены в том, что виновные в убийстве даже не были привлечены к суду.
Не задержан также убийца известного адвоката-правозащитника Станислава Маркелова и журналистки 'Новой газеты' Анастасии Бабуровой, которые были застрелены в январе на улице Москвы - и это несмотря на то, что данным делом лично заинтересовался Медведев. Россия по-прежнему отказывает Британии в просьбе о выдаче бывшего агента КГБ Андрея Лугового, который объявлен в розыск в связи с убийством Литвиненко.
Контролировать кровожадных чеченских лидеров было бы трудно любому правительству. Но для российских руководителей более масштабная проблема заключается в том, что они, как кажется, мирятся, а порой и поощряют насилие, считая его легитимным средством политической борьбы, а также как и прежде проявляют коллективное нежелание и неспособность защитить право людей на инакомыслие.