Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Странам НАТО не удается выработать единый курс в отношении России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лидеры стран НАТО потратили немало времени на своем недавнем саммите, приуроченном к 60-й годовщине альянса, на преодоление сопротивления Турции кандидатуре нового генерального секретаря Андерса Фог Расмуссена, который возглавит альянс в августе. Но мало внимания было уделено более важному вопросу о сидящем на пороге русском медведе

Париж - Лидеры стран НАТО потратили немало времени на своем недавнем саммите, приуроченном к 60-й годовщине альянса, на преодоление сопротивления Турции кандидатуре нового генерального секретаря Андерса Фог Расмуссена, который возглавит альянс в августе. Но мало внимания было уделено более важному вопросу о сидящем на пороге русском медведе.

В 'Декларации по безопасности альянса', принятой в минувшую субботу в качестве проекта концепции НАТО на новое столетие, есть только один абзац о России, описывающий статус-кво и бессодержательно констатирующий: 'Мы сохраняем готовность к взаимодействию с Россией с целью отражения общих вызовов'

Администрация Обамы говорит о нажатии 'кнопки перезагрузки' в отношениях с Россией, но в НАТО сохраняются острые разногласия относительно того, насколько быстро стоит возвращаться к ведению дел с Россией в обычном режиме, учитывая тот факт, что Москва ведет себя агрессивно, отказываясь выводить войска из оккупированных районов Грузии, угрожает деятелям оппозиции и разгоняет акции протеста, недовольна существующей структурой безопасности в Европе и пользуется поставками газа в качестве политического оружия против Украины, стремящейся в НАТО.

'Не секрет, что, когда речь заходит о России, в НАТО обнаруживается широкий спектр мнений - от крайней осторожности до готовности к диалогу, - говорит нынешний генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер. - Пока мы не сузим этот спектр, эффективное взаимодействие с Россией будет затруднено'.

Но и Россия, продолжил он, 'должна решить, признает ли она желание НАТО вести партнерство, или же она намерена продолжать смотреть на НАТО через призму 'холодной войны', которая давно позади'.

Де Хооп Схеффер выражается о конфликте мнений в НАТО относительно России самым деликатным образом. Созданная для отражения советской экспансии в Европе, НАТО не самораспустилась в свою 40-ю годовщину, когда пала Берлинская стена, а вскоре за ней последовал Советский Союз. Вместо этого, НАТО включила в свой состав бывшие страны советского блока и, более того, прибалтийские государства, ранее аннексированные Москвой, а теперь хочет присоединить к себе бывшие советские республики Украину и Грузию.

В своей недавней статье для журнала The National Interest Ричард Беттс (Richard K. Betts), сотрудник Совета по международным отношениям и Колумбийского университета, описывает кризис идентичности самой НАТО с ее тремя взаимно противоречивыми функциями и собственными воображаемыми образами: во-первых 'миротворца, разрешающего конфликты за границами региона', во-вторых, 'джентльменского клуба либеральных и либерализующихся стран Запада', а 'третья функция остаточная - антироссийского альянса'.

Беттс сравнивает расслоение сознания НАТО с фильмом 'Три лица Евы' и называет его 'потенциально разрушительной смесью, в особенности, в том, что касается России', обладающей потенциалом углубления раскола между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками. В то время как бывшие государства советского блока гораздо больше опасаются Москвы, 'старая Европа' настроена более оптимистично - при чем и те и другие зависят от российских энергоносителей, в особенности, природного газа.

Европейский Союз играет жизненно важную роль для России. Согласно данным, приведенным на берлинской конференции Американского совета по Германии и Германского совета по международным отношениям, на его долю приходится примерно половина товарооборота России и 80 процентов экспорта, а также 75 процентов иностранных инвестиций.

Реакция России состоит из смеси бахвальства и - в последнее время - слов примирения. Премьер-министр Владимир Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой ХХ века, а президент Дмитрий Медведев подчеркивает, что Россия отводит себе 'зону привилегированных интересов', включающую в себя постсоветское пространство. Но, жестоко пострадав от экономического кризиса, Россия приветствует смену тона Обамой.

'О ситуации можно судить по атмосферным шумам, а сегодня шумы лучше, чем все последние годы', - говорит Эндрю Качинс (Andrew C. Kuchins), директор программы России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований, указывая на достигнутое Вашингтоном и Москвой соглашение начать переговоры по самой конкретной и однозначной проблеме двусторонних отношений - о сокращении стратегических вооружений, которые могут проложить путь к более сложным переговорам - по противоракетной обороне и, особенно, Ирану.

Однако Качинс отметил, что Россия настаивает на фундаментальных изменениях в Европе. Она призывает создать новую 'архитектуру безопасности' на замену НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, являющимся, по ее мнению, пережитками 'холодной войны'.

По меньшей мере, Россия хочет придать новый формат ОБСЕ и блокирует другие международные организации - такие, как Европейский суд по правам человека. Все они, по мнению Москвы, предвзяты в своем применении стандартов прав человека и демократии.

Некоторые европейские страны - например, Польша и другие бывшие члены советского блока - думают, что Москва, проглотив части Грузии, просто проводит свой традиционный курс по стравливанию европейских стран друг с другом и созданию противоречий между Европой и Вашингтоном, в то время, как другие европейские страны - такие, как Франция, Германия и Италия - считают, что идеи России достойны внимания. И, как обычно, многие европейцы опасаются, что Обама и Вашингтон будут выстраивать отношения с Россией без оглядки на Европу.

Иван Солтановский, заместитель постоянного представителя России при НАТО, говорит, что Запад не должен горячиться. 'Действительно, сегодня Россия более уверена в себе, но не путайте это чувство с агрессивным национализмом, - говорит он. - Мы видим большое недоверие к нашей стране со стороны Запада. Но уверенная в себе Россия готова к переговорам'.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в марте на брюссельском форуме Фонда Маршалла 'Германия-США', заявил, что 'НАТО не просто угрожает России'. Ее новая программа действий в сфере безопасности, по его словам, включает в себя 'все новые сценарии, при которых может быть применена сила, необязательно с санкции ООН'.

Россия хочет 'справедливости', подчеркивает Лавров. 'Мы просто не понимаем, почему НАТО ведет расширение. Мы не понимаем, почему военная инфраструктура приближается к нашим границам', - заявил он.

Россия, по его словам, не заинтересована во вступлении в НАТО. Однако Россия рассматривает НАТО как реальность, заявил он, и хочет сотрудничать с ней: 'Мы видим потенциал для такого сотрудничества: Афганистан, совместный контроль воздушного пространства, целый ряд других сфер - совместимость сил по поддержанию мира и т.д.'

В субботу лидеры стран НАТО согласились, как и ожидалось, возобновить регулярные заседания Совета Россия-НАТО. Однако этот совещательный орган, учрежденный в 2002 г., не удовлетворяет ни одну из сторон. Встречи были приостановлены после непродолжительной грузино-российской войны в августе прошлого года: они будут возобновлены, несмотря на оккупацию отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии.

Но, как отмечает один высокопоставленный европейский чиновник, недавно русские предложили для обсуждения в совете две содержательные темы. Первая - Грузия - была отвергнута НАТО, но вторая - Афганистан - сулит, по словам чиновника, большие надежды. Москва уже согласилась разрешить Германии снабжать ее войска в составе контингента НАТО в Афганистане по железной дороге идущей по российской территории.

Что касается российских идей относительно новой архитектуры безопасности, то здесь конкретного содержания, похоже, немного. 'Мы два месяца запрашивали Москву и получили две с половиной страницы старых формулировок, - говорит чиновник. - Существующей архитектурой безопасности мы довольны. - Но если у важного партнера - России - есть проблемы, то мы можем их обсудить'.