Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Призыв Обамы к безъядерному миру: плохая идея

Залог глобальной безопасности - не ликвидация ядерного оружия, а совершенствование контроля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Обама заявил, что США будут 'стремиться к миру и безопасности в мире без ядерного оружия'. Такая цель подорвет глобальную ядерную безопасность

Цинцинатти - На прошлой неделе, в ходе своего европейского турне, президент Обама объявил, что в этом году США проведут глобальную конференцию, посвященную противодействию угрозе ядерного оружия. Президент призвал к созданию работоспособных международных институтов для борьбы с ядерным терроризмом и распространением ядерного оружия. Он согласился приступить к переговорам с Россией о сокращении ядерных арсеналов обеих стран.

Эти усилия необходимо предпринять. Однако Обама также заявил, что США будут 'стремиться к миру и безопасности в мире без ядерного оружия'. Такая цель подорвет глобальную ядерную безопасность.

Хотя это, казалось бы, противоречит интуиции, но целью успешной политики безопасности в сфере международных ядерных вооружений должна быть поддержка стабильного обладания и эффективного управления ядерной технологией. Стабилизация, а не ликвидация ядерных потенциалов, обезопасит мир перед угрозой применения ядерного оружия.

Единственный случай применения ядерного оружия в условиях боевых действий имел место, когда одна страна обладала им в очень небольшом количестве. С тех пор стабильность, достигаемая путем сдерживания, была основана на принципе взаимно гарантированного уничтожения. В мире без ядерного оружия создается нестабильная среда, в которой любая страна, передислоцирующая свои силы, получает исключительное преимущество.

В условиях будущего кризиса, даже если ни одна страна не будет тайно обладать ядерным арсеналом, соблазн его создания будет огромным, и эскалация войны, преследующей своей целью недопущение такого поворота событий, может быть скорой. В 2003 г. в Ираке мы видели ошибки, которые могут быть совершены в условиях превентивной войны. Нужно помнить о том, что технология создания ядерного оружия доступна; мы не можем этого отменить.

Впрочем, не так важно, возможен ли мир без ядерного оружия. Скорее, нам нужно признать, что его ликвидация, как главная цель - опасная идея.

Обама заявил: 'Но теперь и мы должны проигнорировать голоса тех, кто говорит, что мир не может измениться'. Ликвидация ядерного оружия не изменит ни мир, ни соперничество между государствами - а лишь тот потенциал, которым они обладают в этом соперничестве.

'Холодная война' оставалась холодной именно благодаря наличию потенциала для ответного удара. С тех пор, как Индия и Пакистан создали ядерные арсеналы, их конфронтация протекает совсем по другому сценарию. Теперь акцент делается на деэскалации кризисных моментов вместо прямых боевых столкновений, как это происходило в прошлом.

Если противник также вооружен ядерным оружием, то лидеры страны задаются вопросом: 'Как нам реализовать национальный интерес, избежав реальной войны?' В силу неоспоримо разрушительного характера этого оружия соперничество между ядерными государствами не доходит до вооруженного противостояния. Неядерные государства обладают ограниченной способностью к сдерживанию войны. Взгляните на Ирак в 1991 и 2003 годах.

Реальность ядерной эпохи такова, что мы должны создать глобальную систему стабильного обладания ядерным оружием как можно меньшим числом государств. Главная задача - не достичь равноправия, а избежать ядерной войны. В любом случае это означает сохранение системы, при которой одни государства обладают ядерным оружием, а другие - нет. Но режим контроля над вооружениями, обеспечивающий безопасность неядерных держав, может гарантировать, что применение ядерного оружия будет менее вероятным. Стабильное обладание может стать фактором сдерживания применения ядерного оружия и войн между крупными державами (которые в ХХ веке унесли жизни десятков миллионов людей). Этот вопрос должен быть обсужден на ядерной конференции Обамы.

Необходимо модифицировать договор о нераспространении ядерного оружия так, чтобы он отражал то, что мы узнали о политике ядерного мира после 1969 г. И, если не считать вопросов престижа, то стремление Ирана к получению ядерного оружия является не реакцией на ядерный потенциал США, а результатом его собственного стратегического положения, при котором приходится учитывать возможность появления американских войск на его границах. Новые дискуссии с Ираном, предложенные в среду Соединенными Штатами и пятью другими странами, должны вестись, исходя из этих стратегических реалий.

Все справедливо опасаются самого худшего сценария, при котором в принципе несдерживаемый негосударственный актор получает ядерное устройство и взрывает его в каком-нибудь городе. Для того, чтобы избежать этого, нам нужно, чтобы ядерные державы вели согласованные действия по обеспечению безопасности своих арсеналов. Нам бы также не помешал новый подход к контролю над вооружениями, регулирующий стремление к развитию ядерной энергетики без увеличения материала, необходимого для создания оружия. Президент предложил ряд неплохих идей касательно регулирования ядерного топливного цикла и торговли ядерными материалами. Для того, чтобы подключить другие ядерные державы, Соединенные Штаты должны уделять основное внимание данным озабоченностям, связанным с нераспространением, а не подталкивать эти страны к разоружению и радикальному пересмотру их стратегий национальной безопасности.

Обладание ядерным оружием не обязательно влечет за собой его распространение или применение. Как история, так и логика ядерной эпохи говорят об обратном: если тщательно регулировать обладание путем контроля над вооружениями, то можно сдержать распространение и избежать применения.

Нам не нужно идеализировать мировую политику для того, чтобы сделать мир более безопасным.

Ричард Харкнетт, профессор Университета Цинцинатти, редактор сборника 'Новый взгляд на абсолютное оружие' (The Absolute Weapon Revisited). В настоящее время он пишет книгу 'Особое положение в ядерном мире: безопасность и неоднозначность издержек' (Nuclear Prominence: Security and the Contestability of Costs)