Впервые за много лет тяжеловесы избирательного мониторинга, такие как Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Совет Европы и Европарламент, согласились с наблюдателями от Содружества Независимых Государств во главе с Россией: да, воскресные парламентские выборы в Молдавии прошли более или менее в соответствии с принятыми нормами.
Тем не менее, вслед за мирными и спонтанными протестами оппозиции Кишинев захлестнула спровоцированная волна насилия и вандализма. Вскоре после того, как был потушен пожар в здании парламента, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил о 'редком проявлении единства' двух обычно конфликтующих групп наблюдателей, добавив при этом, что требование о проведении новых выборов 'абсолютно безосновательно'.
Кое-кто может выступить с возражениями, как это сделала депутат Европарламента от Британии Эмма Николсон (Emma Nicholson), сказавшая, что нарушения на выборах были проигнорированы в силу того, что Россия взяла верх над ОБСЕ, связанной обязательствами консенсуса. Но профинансированные Западом и проведенные авторитетным молдавским политологом опросы на выходе с избирательных участков показали, что коммунисты набрали 45 процентов голосов. Это немного выше той погрешности, которая допустима для таких опросов, но совсем незначительно. Согласно последним подсчетам, коммунисты набрали 49,48 процента голосов. Таким образом, им не хватило одного места для подавляющей победы, и теперь они неизбежно должны будут создать коалиционное правительство. Даже известный своим скептицизмом комментатор Владимир Сокор (Vladimir Socor) - и тот составил убедительные '10 причин, по которым компартия вновь победила на выборах в Молдавии'. Там лишь в одном-единственном пункте упоминается влияние действующей власти и нарушения на выборах.
Таким образом, теперь оппозиционные партии должны будут доказывать справедливость своих утверждений о том, что в воскресенье за коммунистов голосовали тысячи 'мертвых душ'. Центральная избирательная комиссия Молдавии пообещала показать свои учеты и списки избирателей представителям оппозиции. Со временем кто-то будет объявлен победителем на этих выборах, и этот кто-то сформирует новый парламент, который, в свою очередь, изберет нового президента.
За рамками выборов и протестов мы наблюдаем огромные демографические и возрастные изменения. Такая тенденция отмечается не только в Молдавии, но и в других бывших советских республиках, которые вновь обретают и утверждают свое национальное самосознание. По данным опросов, большинство жителей Молдавии, голосовавших за коммунистов, это представители старшего поколения, живущие в сельской местности и не очень образованные. Они сохранили теплые воспоминания о тех 'временах стабильности', когда Молдавия была советской республикой. Оппозиционные избиратели в основе своей - это молодые городские жители, более образованные, тянущиеся к Европе и выступающее за будущее в ее составе.
Такой же раскол наблюдается в самопровозглашенном пророссийском регионе Приднестровье, который в отличии от остальной части Молдавии, не стремится на Запад. С каждым годом два этих региона все больше отдаляются друг от друга.
Этот раскол в Молдавии может иметь глубокие последствия для всего региона. Он способен также осложнить усилия США по 'перезагрузке' отношений с Россией, в частности, в поиске точек соприкосновения по вопросу строительства новой архитектуры европейской безопасности. С другой стороны, приднестровское противостояние в ряду 'замороженных конфликтов' намного лучше других поддается 'разморозке'. Добросовестные усилия на высоком уровне, направленные на его добропорядочное и честное урегулирование, могут не только внести большой вклад в укрепление доверия и наполнение фактическим содержанием двусторонних отношений между США и Россией, чего им так долго не хватало, но и в практическом плане помочь продвижению интересов обеих стран.
Соединенным Штатам, а также их европейским союзникам нужна мирная и демократическая Европа. Россия хочет получить гарантии собственной безопасности, и среди прочего, остановить расширение НАТО и жить в окружении дружественных в ее понимании государств. Отказ России вывести свои войска и военную технику из Приднестровья затруднил процесс ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Недавняя вспышка насилия в Молдавии стала для Кремля предупредительным звонком. Он увидел в этом тревожный проблеск кошмарного сценария, в соответствии с которым к власти в Молдавии приходит прорумынское и пронатовское правительство. По такому сценарию пришедшие к власти молодые лидеры Молдавии, которые не хотят воссоединения с Приднестровьем, проявляют больше готовности 'отпустить на волю' эту беспокойную полоску земли. Затем они бегом бросаются в сторону политической, экономической, а возможно, и военной интеграции с Европой, создавая, таким образом, еще одно 'прозападное' государство на границе с Украиной. В таком случае Кремлю придется брать на себя ответственность за поддержку доведенного до нищеты Приднестровья, находящего в окружении недружественной Молдавии и разобщенной Украины. В результате он получит еще большую головную боль, чем сейчас.
Исторически лишь незначительная часть молдаван выступала и выступает за союз с Румынией. Но это число растет, особенно в молодежной среде. Этим и объясняется тот факт, что молдавский президент Владимир Воронин и Россия обвиняют Румынию во вмешательстве в процесс выборов, в разжигании протестов и превращении их в насильственные действия.
В схему '5+2' по урегулированию приднестровского спора включены ОБСЕ, Россия, Украина, Евросоюз, Соединенные Штаты Америки плюс Молдавия и Приднестровье. В 2007 году руководители делегаций от Молдавии и Приднестровья на переговорах '5+2' по урегулированию в этом самопровозглашенном регионе говорили мне, что получив 'зеленый свет', смогут разрешить все остающиеся проблемы за две недели. Молдавский 'всеобъемлющий пакет мер' - который никогда не отвергала Россия, и который в прямой форме защищает важные российские интересы и институты - может стать 'дорожной картой' для продвижения вперед на переговорах '5+2'. Но как и на любых других переговорах, здесь потребуется творческая гибкость.
Такая готовность идти на компромисс в целях достижения общей и приемлемой для всех договоренности явно отсутствует в американо-российских взаимоотношениях. Незыблемая приверженность делу урегулирования приднестровского конфликта таким образом, чтобы были соблюдены ключевые интересы всех сторон, способна открыть важную и новую область доверия в отношениях между США, ЕС и Россией. Такая приверженность может также способствовать улучшению жизни людей, живущих как в Приднестровье, так и в окружающих его районах Молдавии, помогая ликвидировать сохраняющееся антагонистическое мышление, которое выглядит весьма неуместным в 21-м веке.
Луис О'Нил с 2006 по 2008 год был главой миссии ОБСЕ в Молдавии.