Этот инцидент с Туркменистаном хорошо иллюстрирует шаткость обязательств, взятых на себя Россией в газовой области. Как это ни парадоксально, но Россия, первый производитель газа в мире, нуждается в газе своего туркменского союзника, чтобы выполнять свои обширные экспортные обязательства.
Если Россия не ведет 'газовую войну' с Украиной, то спор по поводу драгоценного топлива разгорается с Туркменистаном. Инцидент, имевший место на прошлой неделе - взрыв на газопроводе в этой бывшей советской центральноазиатской республике - напомнил до какой степени неустойчива ситуация с газом в России, и насколько сложны ее отношения с соседями. И действительно, Россия, главный производитель газа в мире, парадоксальным образом нуждается в газе своего туркменского союзника, чтобы выполнять свои обширные экспортные обязательства (в частности в отношении Европы, треть от общего объема газопотребления которой поставляется из России) в размере 200 миллиардов кубометров, и при этом не обделять внутренний рынок. И наоборот, Туркменистан, пятый в мире экспортер 'голубого золота', может выйти на западные рынки только через российские газопроводы, потому что страна 'заперта' между Афганистаном, Казахстаном, Ираном и Узбекистаном. Именно поэтому, кстати, Туркменистан на протяжении долгого времени продавал свой газ по низким ценам (100 долларов за тысячу кубометров, во втором полугодии прошлого года этот тариф возрос до 150 долларов).
Сокращение импорта
Этот вынужденный союз между Москвой и Ашхабадом не мешает последнему прислушиваться к 'сладкоголосым сиренам' из Европы - которые ратуют за строительство газопровода по дну Каспийского моря в обход России - или из США и Китая. Согласно прогнозам Пекин через восемь лет обгонит США и станет самым крупным импортером углеводородов в мире. Возможно именно с целью привлечения внимания своего российского клиента к этой новой ситуации, Туркменистан решил в пятницу обвинить полугосударственную монополию 'Газпром' в том, что авария на газопроводе произошла по ее халатности. По утверждению Министерства иностранных дел Туркмении 'Газпром' в среду без предупреждения сократил на 90% объем отбираемого туркменского газа по причине того, что из-за рецессии объемы продаж на Украину резко сократились. Взрыв на газопроводе был вызван именно резким перепадом давления в газопроводе и техническими причинами, которые Ашхабад не уточняет. Туркменское министерство отметило, что подобное одностороннее сокращение является 'нарушением' условий контракта. Вчера МИД Туркмении даже заявил, что Туркменистан может потребовать от России возмещения убытков - по этому поводу было выпущено коммюнике, весьма необычное для государства, которое хотя и занимает геостратегическое положение, не имеет настоящих союзников за исключением Москвы. И действительно эта пустынная страна, насчитывающая 5 миллионов жителей, одна из самых бедных в мире, с момента обретения ею независимости в 1991 году существовала практически в изоляции под строгим руководством Сапармурата Ниязова, без всякого сомнения, одного из самых гротескных диктаторов на планете. Так, по указанию Ниязова в сельских областях были закрыты больницы, длительность обучения в университете была сокращена до двух лет. Он назвал один из месяцев года в честь своей матери и запретил оперу и балет. После смерти Ниязова в 2006 году режим приоткрыл щелочку в доселе наглухо запертых воротах страны в надежде завоевать расположение правительств и инвесторов Запада, прекрасно понимая при этом, что порывать с Москвой бессмысленно.
Именно по этой причине большинство аналитиков в эти выходные сочли, что взрыв на газопроводе не станет серьезным поводом для разногласий, хотя в еженедельной газете 'Коммерсант' рассматривалась гипотеза о новой 'газовой войне' на южно-восточном фронте России, которая опять может повредить репутации страны как надежного поставщика углеводородов. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что этот 'чисто технический' инцидент, будет быстро урегулирован. Несомненно, он намекал на ремонт поврежденного газопровода.
Строительство газопровода
Но можно также сделать вывод о том, что Москва готова вернуться за стол переговоров с Ашхабадом для обсуждения строительства газопровода через Каспийское море. Этот проект, о котором громогласно и неоднократно объявляли на протяжении последних двух лет, очередной раз не был финализирован во время состоявшейся в конце марта встречи между президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым и его российским коллегой Дмитрием Медведевым. Этот проект должен позволить экспортировать под контролем 'Газпрома' 30 миллиардов кубометров туркменского газа. Общий объем экспорта страны в этом году по прогнозам Ашхабада должен составить 51 миллиард кубометров.