О большом российском газопроводе по дну Балтийского моря знаем. Никто не сомневается в том, что такое дорогое строительство затеяно, чтобы обойти страны Балтии. Однако это еще не все. Недалеко от Петербурга строится огромный, площадью в 16 квадратных километров морской порт Усть-Луга, который должен будет обслуживать российскую торговлю с Западом, таким образом, оставляя Эстонию, Латвию и Литву без российского транзита.
Владимир Путин, еще в свою бытность президентом, а также теперь, став премьер-министром, подтверждает, что проекты ничего общего с политикой не имеют. Просто своя рубашка ближе к телу. Но свободная пресса в России без каких-либо сомнений признает, что это "месть" России. Только я хочу спросить - месть за что? За то, что изнасилованная девушка не полюбила своего насильника?
Политические корни этих строительств доказывают цифры. Трубопровод провести и эксплуатировать по земле намного дешевле и безопаснее, чем по морю, полному мин. А что уж говорить об огромном порте, который будет стоить миллиарды... Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Рига. Да и новый замечательный порт Таллина хорошо работает. Они не перегружены, не дороги. Усть-Луга лишь в 40 километрах от Таллинна. Два огромных порта, прилегающих друг к другу, - и это не политика?
На месте строительства Усть-Луги с древности жила маленькая народность - водь, родственная финнам и эстонцам. По приказу Сталина она была сослана в Сибирь. Затем люди вернулись. В настоящее время живых осталось около 70 человек. Строительство порта означает снос их деревень, их кладбище занесло строительным мусором, а музей был сожжен два раза.
Порт Усть-Луги не только строится, он уже работает. Только его посещает на удивление мало судов. Российские суда и иностранные компании единогласно избегают российские порты, потому что для каждой операции с документами, необходимы взятки. Заявления и штампы надо собирать в разных районах.
Странным образом идет торговля России с Европой, Америкой, Африкой. Даже с Китаем. И не только в Балтии. В Мурманске рыболовным компаниям более выгодно содержать судна не в Мурманске, а рядом, в Норвегии. Там они производят ремонт своих судов, заправляются топливом. В Норвегию - новое судно, в Россию - старое. Что за странности?
Все очень просто. Траулеры в открытом море рыбачат по полгода. Необходимо останавливаться в иностранном порту, чтобы произвести ремонт, пополнить запасы продовольствия и других товаров. Если же вернуться в Россию, то они должны все, даже детали, используемые для ремонта, декларировать и платить налог на импорт. Не говоря уже о взятках.
Поэтому многие мурманские суда никогда не возвращаются в российские порты. Похоже, что прибалтийский муравейник, по крайней мере, до тех пор, пока хорошо работает, не обязательно должны проиграть российскому монстру.
Или, может быть, Россия даст указ пользоваться только своими портами? Не получится. Большинство российских судов зарегистрированы за рубежом. Может быть, сократит бюрократию и коррупцию?
Все владельцы Кремля со времен Ивана Грозного пытались это сделать. В России - хорошие законы. Но у чиновников свои трактовки этих законов и свои собственные постановления. Российская бюрократия всегда была в состоянии защитить себя. Будем снисходительны - людям надо же на что-то жить.