Североатлантический альянс, справлявший свой 60-летний юбилей 3 - 4 апреля во французском Страсбурге и германском Келе, мог похвастаться двумя новыми 'трофеями' - на презентацию в качестве полноправных членов НАТО были выставлены Албания и Хорватия - главные региональные неприятели Сербии в бурные 90-е годы ХХ века.
Урезание и переформатирование Западом сербского фактора на Балканах вступило в очередную, предфинальную стадию.
Вслед за окончательным развалом Югославии, отторжением Косово от Сербии, сковыванием любой активности сербов в Боснии и Герцеговине ставка была сделана на включение в состав НАТО Албании и Хорватии. И хотя некоторые западные эксперты накануне оформления вопроса о членстве в блоке этих двух стран и задавались вопросом о том, до каких пор расширение альянса может осуществляться, не сказываясь на его дееспособности, геополитическая составляющая целесообразности разрастания НАТО на Балканах ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе сомнений не вызывала.
Ставка на изоляцию Сербии как внеблокового государства, имеющего свои счеты к Западу за многочисленные жертвы и разрушения в ходе минувшей военной агрессии НАТО, а также на упреждение выбора Белградом устойчивого пророссийского вектора развития делает в глазах заокеанских стратегов любые потенциальные издержки обретения 'проблемных' союзников сущими пустяками.
Следует признать, что сжимающиеся тиски Североатлантического альянса вокруг Сербии все более настоятельно побуждают Белград к полной капитуляции перед Вашингтоном и Брюсселем, сколь бы болезненно ни воспринималась она в сербском обществе. Кооптация Тираны и Загреба в 'альянс ценностей' призвана усилить ощущение безнадежности сопротивления в той части сербской элиты, которая органически не приемлет отказ от исторических ценностей и цивилизационно-культурной ориентации своего народа.
Лимит актуальных возможностей России, дефицит у нашей страны эффективных внешнеполитических механизмов также не способствует энтузиазму ответственных патриотических кругов в Сербии. Но призрачный выбор у Белграда все-таки остается.
Особая опасность балканской модели изоляции, сковывания и 'переваривания' Западом страны, имеющей многовековую историю самой тесной 'сцепки' с Россией, связана с тем, что она вполне может быть применена в закавказском сюжете. В этом регионе мы видим балканское дежавю. Стратегический союзник России - Армения блокирована ориентирующимися на вступление в НАТО Грузией и Азербайджаном.
И вынуждена по этой причине искать более тесных контактов с НАТО. Первым шагом в этом направлении станет готовящееся главным образом при посредничестве США установление дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой, которое, по прогнозам экспертов, состоится уже в этом месяце.