КИШИНЕВ, Молдавия. Если жители Кишинева по какой-то причине забудут, что живут на линии геополитического разлома, то в Рождество им обязательно об этом напомнят.
Учившийся в Румынии 30-летний мэр Кишинева Дорин Киртоакэ два года подряд устанавливает рождественскую елку к 25 декабря, когда Рождество отмечают в Бухаресте и Западной Европе.
Но каждый раз получивший советское образование 67-летний президент Владимир Воронин приказывает ее убрать, потому что официально Молдавия отмечает Рождество 7 января, в соответствии с русским православным календарем. Спор приобрел характер дурного детектива: в прессе появлялись сообщения о том, как полиция задерживала в лесу елки, которые потом умыкали во тьме ночи 'неизвестные'.
Но на прошлой неделе мир узнал, что разногласия внутри этого общества весьма глубоки. В определенном смысле Молдавия борется с теми же проблемами, что Грузия и Украина - она пытается присоединиться к Западу после долгих десятилетий российского влияния. Но история Молдавии осложнена долгими годами внешнего владычества. За последние два века она находилась под разной властью: на протяжении 106 лет этой территорией, которая называлась Бессарабия, правили русские цари; затем на протяжении 22 лет румынский король; а потом в течение 51 года она входила в состав Советского Союза.
Прошло уже почти двадцать лет после обретения Молдавией независимости, а ее граждане по-прежнему так и не решили вопрос о том, кто они. Страсти перехлестнули через край на прошлой неделе, когда мощная антикоммунистическая демонстрация переросла в беспорядки с применением насилия. Ее участники, а это в основном молодежь до и после двадцати лет, говорят о том, что страстно желают избавиться от наследия советских времен и войти в состав Европы. Но старшее поколение ощущает особую близость с Россией, а протесты считает заговором соседней Румынии, которая хочет лишить Молдавию суверенитета.
Однако заместитель главы миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по Молдавии Клаус Некирч (Claus Neukirch) считает, что демонстранты отнюдь не добивались объединения с Румынией.
'Скорее, это движение хочет добиться признания того факта, что у двух стран общие корни и один язык - и что Молдавия является частью Европы, а не России, - говорит он, - Бессарабия находилась на линии геополитического разлома на протяжении всей своей истории'.
Что жители Молдавии думают о Румынии и России? Это всецело зависит от того, кого вы спрашиваете, даже если вопрос этот обращен к тем 76 процентам населения, которое, согласно переписи 2004 года, называет себя этническими молдаванами.
Плотный 39-летний таксист Вячеслав Туркан с ностальгией вспоминает годы службы в Советской Армии, которая, по его словам, научила его 'культуре, достоинству, уважению, как вести себя'. Для него советская эпоха была временем изобилия и уверенности в завтрашнем дне. Тогда Румыния была бедным соседом Молдавии и закупала у нее картофель.
Сейчас же Молдавия это самая бедная страна в Европе. Согласно данным Всемирного банка, денежные переводы от работников-молдаван из-за границы составляют 36,5 процента ее ВВП. Туркан тоже вступил в армию гастарбайтеров и работает водителем в России. Он верит в Россию как в союзника во времена кризиса, а Европа кажется ему непроверенной и ненадежной. Спросите его о Румынии, и он сразу помрачнеет.
'Это цыгане, - говорит он, - они захватывали Молдавию прежде, и хотят захватить ее снова'.
У журналиста Василия Ботнару другое мнение. Ему было 13 лет, когда он наткнулся на чердаке в отцовском доме на румынские книги и с изумлением понял: румынский язык настолько похож на молдавский, что он может читать на нем без словаря. По словам Ботнару, все, чему его учили в советских школах - что молдаване в этническом и языковом плане отличаются от румын - было неправдой.
'Сама по себе или нет, но эта история, которую они долгие годы скрывали, начала выходить на поверхность, как масло выходит на поверхность воды, - говорит 52-летний Ботнару, который сегодня работает на 'Радио Свободная Европа/Радио Свобода', - я понял, что у нас общая история'.
Когда Советский Союз заканчивал свое существование, движение по примирению двух стран получило широкое распространение. Молдавский парламент перевел страну на латинский алфавит, а румынский пришел на смену русскому в качестве государственного языка. Часы в стране перевели с московского на румынское время, а правительство ввело новый флаг - практически не отличающийся от румынского.
Объединение с Румынией превратилось в дело большой политической значимости. Номинальный лидер этого движения Юрий Рошка театральным жестом указывает на огромную карту 'великой Румынии', которая включает в себя большую часть Молдавии.
Но идея объединения звучит как анафема для русскоязычных молдаван, составляющих элиту советской эпохи - и примерно четверть населения страны. В 2001 году, когда необузданный капитализм за десять лет довел страну до банкротства, Молдавия вернулась к старым порядкам. Избиратели проголосовали за коммунистическую власть Воронина, который пообещал восстановить систему социального обеспечения советских времен и вступить в союз с Россией и Белоруссией.
'Молдавия должна держаться в Европе точно так же, как Куба держится на американском континенте, - заявил он вскоре после своего избрания на митинге в честь годовщины со дня рождения Ленина, - мы будем держаться до конца, как держится Куба в окружении империалистических хищников'. Эти слова президента привело агентство 'Интерфакс.
С тех пор движение за воссоединение сникло, откатившись на задворки политической жизни. Исполнительный директор независимой исследовательской организации Институт публичных политик Аркадий Барбарошие говорит о том, что если сейчас провести референдум, то лишь 15 процентов жителей Молдавии выступит за объединение с Румынией. А политическая элита утратила интерес к этой теме по причинам весьма прагматического характера.
'Не все хотят быть вторыми в Бухаресте, если могут быть первыми в Кишиневе', - говорит директор московского Института стран СНГ Константин Затулин.
Но вопрос этот окончательно под сукно так и не положили. Совсем недавно, в 2006 году, президент Румынии Траян Бэсеску (Traian Basescu) сказал: 'Румыно-молдавское объединение состоится в рамках Евросоюза, и никак иначе'. Этот вопрос вновь разжег страсти на прошлой неделе, когда во время массовых протестов над двумя правительственными зданиями были подняты флаги Румынии. По словам Воронина, у него имеются доказательства того, что протесты планировали и готовили румынские агенты.
'Я бы не стал называть это национализмом, потому что национализм - это когда люди борются в интересах собственной нации, - заявил в интервью один из ближайших помощников Воронина Марк Ткачук, - я бы назвал это 'унионизмом', когда люди борются за ликвидацию собственной нации и за ее поглощение другой страной'.
Лидеры оппозиции отвергают такое объяснение. Заместитель председателя Либерально-демократической партии Юлиан Фрунташу говорит, что заявления о румынском влиянии отвлекают внимание от роста жалоб на власть коммунистов. В глубине души Россия понимает, что теряет свой контроль над молодыми молдаванами. А столкнувшись с кризисом, говорит он, поддерживаемые Москвой руководители заявят и о своем желании 'объединиться с Луной'.
'То, что они могли делать в советские времена, сегодня уже невозможно, - говорит Фрунташу, - у них есть русскоязычные средства массовой информации, но сегодня уже другое поколение, имеющее доступ к Интернету и книгам. Никто сейчас уже не верит в то, что есть молдавский язык и румынский язык. Люди много ездят. Не думаю, что у России в долгосрочной перспективе есть шанс удержать Молдавию на своей орбите'.
Тем временем, пути молдаван расходятся каждое воскресенье, когда утром часть из них идет в румынские православные храмы, а часть - в русские. Лежащие в киосках русские газеты называют события прошлой недели 'путчем', а румынские газеты называют их революцией. По словам Ботнару, у него есть друзья по обе стороны этого разлома, и все просят его сделать свой выбор.
'Это похоже на глупых родителей, которые разводятся, а потом спрашивают своих детей: кого ты любишь больше, папу или маму? - говорит Ботнару, - но ведь есть дети, которые не могут любить либо папу, либо маму. И в такой ситуации оказывается очень большое количество людей'.
Оппозиция бойкотирует пересчет голосов
МОСКВА. Главные лидеры молдавской оппозиции заявили во вторник, что не будут участвовать в пересчете голосов по результатам вызвавших большие споры парламентских выборов. А президент Румынии гневно отверг обвинения в том, что за недавними антикоммунистическими выступлениями в Молдавии стоят румынские агенты.
'Мы не допустим, чтобы румын обвиняли лишь потому, что они румыны, - заявил президент Румынии Траян Бэсеску, выступая в Бухаресте с обращением к парламенту, которое было размещено на его вебсайте, - Мы не позволим, чтобы Румынию обвиняли в попытках дестабилизации обстановки в Республике Молдова. Мы не допустим, чтобы румын, живущих на другом берегу Прута, оскорбляли лишь за то, что они верят в открытое общество'.
На прошедших 5 апреля парламентских выборах коммунисты показали лучшие результаты, чем ожидалось, и это привело к молодежным демонстрациям, вылившимся в беспорядки. Президент Молдавии Владимир Воронин немедленно разорвал дипломатические отношения с Румынией, заявив, что эти события организовали ее спецслужбы в попытке свергнуть его правительство.
В прошлую пятницу Воронин отдал распоряжение пересчитать голоса. Однако, как сообщило агентство 'Интерфакс', Влад Филат из Либерально-демократической партии заявил на пресс-конференции, что будет настаивать на отмене результатов выборов и на проведении нового голосования. По словам Филата, в списках избирателей фигурируют имена давно умерших людей, несовершеннолетних детей, а также тех, кто покинул страну еще несколько лет назад.