Изменит ли политический кризис, охвативший Молдавию после 5 апреля, когда состоялись парламентские выборы с небесспорными результатами, внешнеполитический курс этой маленькой страны, зажатой между Украиной и Румынией? Под влиянием президента-коммуниста Владимира Воронина внешняя политика Кишинева балансировала между Москвой и Брюсселем. Недавние события, возможно, ускорят сближение с Россией, которое недавно было начато президентом Молдавии.
Неизменная поддержка, оказываемая Россией коммунистическому руководству в последние дни, вроде бы позволяет предположить, что Молдавия является 'естественным' союзником Кремля. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Коммунистическая партия, выигравшая на выборах в 2001 году благодаря своей пророссийской платформе, впоследствии дистанцировалась от России. Старого руководителя-коммуниста, который еще в советскую эпоху был министром внутренних дел Молдавии, отдалил от Кремля вопрос статуса Приднестровья, маленькой сепаратисткой территории, пользующейся поддержкой Москвы и вот уже восемнадцать лет де-факто являющейся независимой от Молдавии.
В 2003 году Воронин в последнюю минуту - в том числе и под европейским давлением - отказался парафировать план, разработанный в Москве и начал сближение с Западом. Так, президент Молдавии поддержал в первом же туре кандидата Виктора Ющенко на украинских выборах, предшествовавших 'оранжевой революции', и в свою очередь получил поддержку грузинского президента Михаила Саакашвили. И Ющенко, и Саакашвили являются заклятыми врагами российской власти. Переизбранный в 2005 году, ратовавший до сих пор за европейскую интеграцию Молдавии, но разочаровавшийся в поддержке Запада и по-прежнему зависящий от России (в частности в области снабжения страны газом), Воронин в 2008 году совершил новый поворот на 180 градусов и снова начал сближение с Москвой.
Президент Молдавии, чьи отношения с Владимиром Путиным были весьма прохладными, смог воспользоваться приходом к власти Дмитрия Медведева, чтобы восстановить связи с российским руководством: провозглашение в 2008 году 'нейтрального статуса' положило под сукно вопрос о вступлении Молдавии в НАТО, а присутствие Владимира Воронина рядом с президентом России в январе 2009 года на интронизации патриарха Кирилла послужило для кремлеведов очередным подтверждением того, что Воронин вновь в фаворе у Кремля. 18 марта президент Молдавии в присутствии президента Медведева и лидера сепаратистов Игоря Смирнова подписал в Москве проект урегулирования приднестровского кризиса к большой досаде западных стран, отстраненных от этого процесса. Воронин весьма своевременно примирился с Москвой - это позволило ему в последнее время пользоваться поддержкой России.
Однако молдавский кризис также демонстрирует, какие сложные отношения Кишинев поддерживает со своим румынским соседом. Молдавия, 75% населения которой румыноговорящее, входила в состав Румынии, пока не была аннексирована СССР в ходе Второй мировой войны, и в 1990-е годы подумывала о присоединении к 'большому румынскому брату'. Однако для Компартии Молдавии, до сих пор сильно отмеченной печатью советской культурой, сближение с Бухарестом немыслимо. Прорумынский национализм, как считается, присущ близкой к оппозиции интеллектуальной элите Кишинева, в то время как сельская Молдавия, более склоняющаяся в сторону Москвы, в большинстве своем поддерживает коммунистов.
Вот почему появление на состоявшейся на прошлой неделе демонстрации румынских флагов и призывов к объединению двух стран было расценено как самое настоящее оскорбление. Молодые же демонстранты хотели своей акцией протеста скорее привлечь внимание Европы, вряд ли ее можно расценивать как продуманный прорумынский националистический шаг. Однако эта акция протеста вызвала живую реакцию коммунистических властей. Кишинев с риском усугубить и так напряженные отношения с Бухарестом, обвиняет Румынию в разжигании волнений. Румынский посол был выслан из страны, румынские журналисты подверглись допросам, и ряд из них депортирован, был введен визовый режим и задержан один 'шпион'.
Россия, которая не переносит 'цветные революции' в любой форме, также развила активность. Министр иностранных дел России Сергей Лавров потребовал от Евросоюза предпринять действия с целью устранения угрозы суверенитету Молдавии, вызванной прорумынскими демонстрациями, гордо проигнорировав при этом проблему Приднестровья и присутствие российских войск на сепаратисткой территории, которые, однако, представляют куда более реальную угрозу.
Бросится ли коммунистическая власть Молдавии в объятия Москвы? Для Владимира Воронина подобный шаг не лишен рисков. Подчиненный Кремлю внешнеполитический курс может ослабить позиции Воронина в урегулировании приднестровского конфликта, а финансовая и техническая помощь ЕС, которую Кишинев считает недостаточной, все же является фактором, которым не стоит пренебрегать.
Не исключено, что именно Брюссель обладает возможностью помешать своими действиями резкому возвращению Молдавии на орбиту Москвы. С одной стороны, молдавская оппозиция настроена категорически проевропейски, а, с другой стороны, сама власть пока еще не повернулась спиной к своим европейским амбициям. Европа, к которой это конфликт имеет непосредственное отношение, ведь Румыния является членом ЕС, не должна оставаться в стороне. Майский саммит 'Восточного партнерства', на котором будут присутствовать страны-соседи Евросоюза, в том числе и Молдавия, позволит увидеть, что собирается предложить Европа.