МОСКВА. Дмитрий Медведев дал свое первое интервью российской газете в качестве президента, выбрав для этого весьма критичное издание, чьи сотрудники порой становятся жертвами убийств и объектами преследования.
В понедельник Медведев час с лишним беседовал в своей подмосковной резиденции с главным редактором 'Новой газеты' Дмитрием Муратовым. Темы были самые разные: от демократии в России до последнего судебного процесса над находящимся в заключении нефтяным и банковским магнатом Михаилом Ходорковским.
То, что Медведев выбрал 'Новую газету', которая специализируется на журналистских расследованиях и критикует Кремль за усиление контроля в сфере политики и средств массовой информации, резко контрастирует с практикой Владимира Путина, внесшего основные критические издания за восемь лет своего президентского правления в черный список. Похоже, Медведев пытается принять либеральную позу в прореженном мире кремлевской политики.
Как сказала кремлевский пресс-секретарь Наталья Тимакова, Медведев выбрал 'Новую газету' по той причине, что после гибели ее журналистов, 'президент хотел выразить свою моральную поддержку, и это была его инициатива' Тимакова заявила, что Медведев решил чаще встречаться с прессой.
Тем не менее, в опубликованном в среду интервью Медведев не сказал почти ничего нового, дав ответы в духе юриста-законоведа. Вопросы интервью газета представила заранее.
Отвечая на вопрос о том, не пора ли реабилитировать в России демократию, Медведев отверг саму постановку вопроса. 'Я не думаю, что нам нужно реабилитировать демократию, - сказал он, - демократия была, есть и будет'.
Медведев не согласился с тем, что назначенные на конец апреля в южном российском городе Сочи выборы мэра являются 'имитацией'. Данные выборы важны, так как этот черноморский курорт будет в 2014 году проводить Зимние Олимпийские игры, а кроме того, в них участвует резкий критик Кремля Борис Немцов. Другого критика, владельца 'Новой газеты', из предвыборной гонки исключили по техническим причинам.
По словам Медведева, он не знает: 'Кого и как снимали, но в любом случае в Сочи идет полноценная политическая схватка. И хорошо, что в ней участвуют разные политические силы'.
Медведев отказался делать прогноз относительно последнего судебного разбирательства в Москве по делу Ходорковского. Он заявил, что для президента такая оценка противоправна.
За последние девять лет были убиты или умерли при таинственных обстоятельствах четыре журналиста 'Новой газеты', причем последнее убийство произошло в январе. В 2006 году Путин назвал убийство репортера газеты Анны Политковской 'недопустимым преступлением, которое не может остаться безнаказанным'. Вместе с тем, он добавил к этому ставшие общеизвестными слова о том, что влияние Политковской 'на политическую жизнь в России было крайне незначительным'.
Медведев заявил, что намерен перестроить коррумпированную судебную систему России, а в начале этого года он возобновил работу давно уже бездействовавшего совета по правам человека. Эти его шаги породили надежду на то, что Кремль ослабит свой контроль над обществом. Однако критики говорят, что Медведев просто делает символические жесты, дабы снизить напряженность в обществе в момент, когда россияне переживают острые экономические проблемы.
По словам радиоведущей и редактора московской газеты New Times Евгении Альбац, Медведев подал 'очень важный сигнал', встретившись с редактором 'Новой газеты'. 'Сейчас вопрос заключается в том, будет ли продолжение, - говорит она, - мы знаем, что он может красиво говорить, но может ли он действовать?'