Москва (АР). В однокомнатной квартире Надежды Снычковой на окраине Москвы, где она живет со своей дочерью-студенткой и слепой 89-летней матерью, места хватает только для того, чтобы втиснуть кровать и диван.
Ее мать Елена несколько десятилетий откладывала деньги на расширение жилплощади. Но сбережения семьи и мечты о трехкомнатной квартире исчезли 20 июня 1991 г., когда советское правительство заморозило все банковские вклады.
Пока Кремль выделяет многомиллиардные кредиты на спасение сверхбогатых российских олигархов, государство по-прежнему должно деньги многим россиянам, которые потеряли свои сбережения в результате скачка инфляции и краха экономики. Советский Союз распался в декабре 1991 г., и его преемниками стали Россия и другие бывшие советские республики Восточной Европы и Центральной Азии.
В 1991 г. несколько миллионов человек держали на банковских счетах 315 миллиардов советских рублей, что по тогдашнему официальному курсу соответствовало 190 миллиардам долларов. Сегодня сложно подсчитать стоимость этих денег, поскольку советская валюта не была свободно конвертируемой, а позже рубль пережил инфляцию, падение курса по отношению к доллару и отнятие трех нулей. Правительство оценивает сумму этих вкладов в нынешних деньгах в 12 триллионов новых рублей или 360 миллиардов долларов, и, наконец, выступило с планом компенсации вкладов.
Но держатели счетов недовольны, считая, что им предлагаются символические суммы.
В марте министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что к 2011 г. каждый россиянин получат компенсации своих вкладов на 1991 г. в двойном размере. По этому плану правительство в ближайшие три года должно выплатить компенсации общим объемом в 240 миллиардов рублей (7 миллиардов долларов).
В этом году каждый гражданин старше 43 лет будет иметь право на возврат своих вкладов. По плану правительства, на каждый советский рубль на своем счету россияне получат от одного до двух сегодняшних рублей. Сумма будет зависеть от обстоятельств. Например, инвалиды и ветераны получат больше.
По словам экономистов, номинальная стоимость советских вкладов должна быть умножена, как минимум, на 40, для того, чтобы отражать свою подлинную стоимость.
'Мы даже во сне не могли представить, что государство нас обманет, - говорит Надежда Снычкова, вспоминая, как банк отказал ей в снятии ее вклада в июне 1991 г. - Те, кто украл эти деньги, сделали состояния на слезах и крови людей'.
Чтобы вернуть матери ее 13 000 советских рублей, Надежда обратилась в суд. 'Я поняла, что нужно бороться за деньги, заработанные очень тяжелым трудом'.
Снычковы не одиноки. Почти двадцать лет правительство обещало помочь вкладчикам, потерявшим свои сбережения.
Критики указывают на то, что план компенсации вкладов меркнет на фоне помощи государства в форме кредитов акулам российского бизнеса, которых называют 'олигархами'.
'Абсурдно, что олигархи получают помощь от правительства, а те, кто потерял все свои сбережения - нет', - говорит Борис Хейфец, главный научный сотрудник Института экономики Российской Академии наук.
Но российские чиновники и не выплатили долг в полном размере и не сняли с себя обязательства. В результате, миллионы людей так и не примирились с тем, что произошло в июне 1991 г.
В годы бума, начавшегося в 1999 г., рост цен на нефть увеличил доходы государства до 1 миллиарда долларов в день. Но правительство только сейчас начинает частичную компенсацию.
В 1991 г. трехкомнатная квартира Владимира Хамкалова на престижном юго-западе Москвы стоила 12 000 рублей. 'На моем счету в Сбербанке было 130 000 рублей. Можете себе представить, сколько квартир я мог купить на эти деньги', - говорит 80-летний ветеран дипломатической службы.
После 1991 г. Хамкалов получил в качестве компенсации 5000 рублей - за эти деньги можно два раза пообедать в хорошем московском ресторане.
'Они нас дурачат - и это самое унизительное', - говорит он.
Согласно закону, принятому в 1995 г., вкладчики должны были получить государственные облигации.
'Это создало бы значительную группу людей, которые становились собственниками в результате экономических реформ', - говорит экономист Александр Бельчук. - Но власти хотели передать активы тем, кто распорядился бы ими эффективно - будущим олигархам'.
В ходе президентской кампании 1996 г. российский парламент принял закон о компенсации вкладчикам части их убытков. Всего через несколько дней после переизбрания президент Борис Ельцин подписал этот закон. Но его положения так и не были введены в действие.
Российское министерство финансов называет нынешние платежи вкладчикам компенсацией, а не урегулированием долга. Некоторые вкладчики раздосадованы тем, что правительство, как им кажется, неспособно решить вопрос раз и навсегда.
'Правительство дает страусиный ответ, - говорит экономист Борис Хейфец. - Оно должно либо отказаться от обязательств, либо признать их и выполнить'.
Два юриста помогли почти пятидесяти россиянам подать иски против государства за неспособность обеспечить выполнение закона и выплатить долг, но суды отказались их рассматривать. Поэтому истцы обратились в Европейский суд.
Надежда Снычкова не может понять, почему государство еще не вернуло гражданам то, что оно им должно.
'Я очень уважаю Путина - похоже, он знает, что делает - но почему вопрос до сих пор не решен?'