Франция, как и все остальные, радовалась в связи с приходом в Белый Дом Бо Обамы (Бо - кличка подаренной недавно его детям собаки - прим. перев.). Но у хозяина новой Первой Собаки Америки уже начали портиться отношения с президентом Саркози.
Саркози ушатами льет холодную воду на попытки президента Обамы придать новый вид американскому лидерству на мировой арене, называя их неоригинальными, нереальными и переоцененными. За утечкой информации из Елисейского дворца и брифингами президента скрывается недовольство Саркози тем приемом, который как рок-звезде оказала Европа Обаме во время его турне по Старому Свету в начале этого месяца.
Дипломаты французского президента доложили ему, что призыв Обамы 'освободить мир от угрозы ядерного кошмара' это просто пустая болтовня. 'Это была риторика - не речь об американской политике в области безопасности, а экспортная модель, предназначенная для улучшения имиджа Соединенных Штатов', - заявили они. В этом докладе дипломатов, информация из которого просочилась наружу, говорится о том, что большая часть предложений Барака Обамы уже была сделана администрацией Буша, но Вашингтон просто затягивал процесс разоружения и заключения договоров о нераспространении ядерного оружия.
Причиной плохо заканчивающегося медового месяца Саркози с Соединенными Штатами также стало задетое самолюбие президента Франции и французская политика. Что касается личных моментов, то французского лидера раздражает низкопоклонство перед ничем пока не проявившим себя американским президентом, чья звездная популярность затмила его собственную, общепризнанную, как он полагает, репутацию мастера по улаживанию международных конфликтов. 'Президента раздражает то, что он считает наивностью и стадным чувством средств массовой информации', - заявил один журналист, имеющий доступ к источникам из Елисейского дворца.
Саркози придерживается своей версии работы лондонского экономического саммита 'большой двадцатки', в которой он выступает как герой в классической французской роли бескомпромиссного защитника принципов перед лицом американского всесокрушающего напора. Тем самым он хочет опровергнуть появившиеся на прошлой неделе сообщения о том, что Обама тогда спас ситуацию, убедив китайского лидера Ху Цзиньтао согласиться на требование Саркози перечислить налоговые оазисы.
Согласно имеющимся утечкам информации, Саркози пристыдил Обаму и заставил его вмешаться. 'Вас избрали, чтобы строить новый мир. А налоговые оазисы это символ старого мира', - сказал он. Как говорят сотрудники аппарата президента Саркози, он также упрекнул Обаму за то, что США поставили перед собой собственные цели в области климатических изменений, которые уступают европейским.
Согласно версии Саркози, на саммите НАТО в Страсбурге Обама смиренно уступил Турции с ее отказом утвердить Андерса Фога Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen) на посту генерального секретаря альянса. Понадобилось жесткое давление со стороны Саркози и канцлера Германии Ангелы Меркель, чтобы Обама занял более жесткую позицию и изменил свое мнение, говорят французы.
Благосклонность Обамы по отношению к Анкаре вызвала у Саркози раздражение, но одновременно она помогла ему, так как его Союз за народное движение будет участвовать в июньских выборах в Европарламент. Выступая по французскому телевидению, Саркози раскритиковал американского президента за то, что он публично призвал принять Турцию в Евросоюз.
Постоянный отказ в просьбе Турции о вступлении это один из политических коньков Саркози, повышающий его популярность среди избирателей. Вмешательство Обамы в дела Евросоюза прибавило французскому президенту политического капитала. Он показал, что Франция по-прежнему в состоянии противостоять Соединенным Штатам, несмотря на ее недавнее повторное вступление в военные структуры НАТО.
Этим утром возникло ощущение, что все вернулось на круги своя во франко-американских отношениях, когда министр Саркози по европейским делам Брюно ле Мэр (Bruno Le Maire) обвинил Вашингтон в поддержке северных и восточных стран-членов ЕС, которые хотят превратить союз в обычную зону свободной торговли. Франция и Германия, сказал он, придерживаются собственных представлений о 'политическом' Евросоюзе, который не нужен остальным.
За политическими спорами и аргументами легко можно различить разочарование французского президента в связи с тем, что Обама не отреагировал на ухаживания Саркози, которые начались в 2006 году, когда он подружился с младшим сенатором во время визита в Вашингтон. Обама в Страсбурге излил поток комплиментов в адрес французского 'гиперпрезидента', но из этих хвалебных высказываний запомнилось одно - то, в котором был двойной смысл: 'Он проявляет храбрость на таком большом количестве фронтов, что за ним трудно угнаться'.