Эргнети, Грузия.В Тбилиси тысячи людей продолжают акции протеста с требованием отставки президента Михаила Саакашвили. Но у жителей сел на границе с Южной Осетией, пытающихся вновь наладить свою жизнь в зоне конфликта, эти протесты вызывают только тревогу.
'Мы простые фермеры, - говорит Илья Касрадзе, один из десятка мужчин, которые собрались, чтобы организовать раздачу дров, привезенных недавно в Эргнети, грузинское село, находящееся всего в миле от столицы Южной Осетии Цхинвали. - Протесты все испортят и плохо отразятся на нашей жизни'.
Во время августовской войны России с Грузией 125 из 178 домов Эргнети были полностью разрушены. Вернулись 45 семей, которые теперь живут благодаря помощи специализированных организаций, хотя в селе нет ни электричества, ни домашнего скота. Поскольку из Южной Осетии регулярно слышны выстрелы, большинство людей избегает выходить из дома по ночам.
'После 9 апреля ситуация стала более напряженной, - говорит лейтенант полиции Зураб Чухуладзе с пограничного поста, который находится всего в нескольких метрах от осетинской линии. - Русские занимают покинутые грузинские посты'.
НЕУЖЕЛИ РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА ГОТОВЯТСЯ К ВТОРЖЕНИЮ?
Вечером во вторник из района Цхинвали донесся звук сильного взрыва, а взрывная волна ощущалась даже на грузинском пограничном посте. Причина взрыва остается невыясненной.
Грузинское министерство обороны обвинило Россию в усилении военного присутствия в сепаратистских регионах Абхазии и Южной Осетии на протяжении прошлой недели. Москва категорически отрицает эти заявления, называя грузинские обвинения 'информационной провокацией'.
Опасения перед тем, что российские войска могут концентрироваться в таких районах, как Ахалгори - всего в 25 милях от Тбилиси - привели к появлению слухов о том, что они намерены вторгнуться в страну в том случае, если Саакашвили не уйдет в отставку.
Памела Пройше (Pamela Preusche), официальный представитель Наблюдательной миссии Европейского Союза, действующей на территории Грузии, говорит, что в плане наращивания российской военной группировки не отмечено ничего, что вызывало бы беспокойство. Членам миссии не разрешен доступ на территорию Южной Осетии.
'Россия заявила нам, что они проводят плановую ротацию и обеспокоены ситуацией в Тбилиси. Ничего особо тревожного мы не отметили', - заявляет она.
ЖИТЕЛИ ПРИГРАНИЧНЫХ СЕЛ - ЗАЛОЖНИКИ ПОЛИТИКИ
В Тбилиси начинается вторая неделя протестов. Президент Саакашвили отказывается уходить в отставку, а оппозиция отказывается принимать его предложение о переговорах. В понедельник оппозиционная коалиция, состоящая из 13 партий, перенесла место проведения акции протеста к президентскому дворцу и установила палатки для того, чтобы митинги были круглосуточными.
Ситуация становится все более напряженной, поскольку лидеры оппозиции призывают своих сторонников занимать более конфронтационную позицию, а между тем поступают сообщения о нападениях небольших групп неизвестных на демонстрантов оппозиции.
'Кто-то должен уступить: или президент или оппозиция. Иначе будет война', - говорит Тамаз Гулиташвили, житель Дици, села недалеко от границы с Южной Осетией.
Хотя в Тбилиси лидеры оппозиции обвиняют Саакашвили в том, что он позволил втянуть себя в августовскую войну, жители Дици и других приграничных сел, с которыми беседовали наши корреспонденты, возлагают всю вину на Россию. Такие настроения усиливаются из-за того, что российские бомбы уничтожили их дома, а российские войска оккупируют землю, которую они некогда возделывали. По ночам они слышат звуки выстрелов, доносящиеся с той стороны границы, и в любой момент готовы покинуть свои дома.
'Виноват в этом не Саакашвили. Война началась 20 лет назад. Оппозиция - это просто идиоты, которые там стоят. У нас на это нет времени', - категорически заявляет Гиви Лапач.
Однако некоторые, в том числе, Ладо Адамашвили, не согласны. 'Они не идиоты, - говорит он. Он признает, что оппозиция не обещала им ничего, но чувствует, что и Саакашвили ничего не дал. - У нас нет воды, электричества, ничего... Он должен уйти'.
СНАЧАЛА ПРОТЕСТЫ, ПОТОМ ТАНКИ
10 августа Предон Кристасиашвили, как и другие жители Эредви, грузинского села в Южной Осетии, был вынужден бежать. После этого его село было разграблено и сожжено. Он с восемью членами своей семьи живет в одном из 380 трехкомнатных блоков для беженцев, построенных правительством на окраине Гори.
Безработные и лишенные возможности заниматься земледелием, Кристасиашвили живут на пособие: это продуктовый набор, состоящий из макарон, фасоли, картошки, муки, соли и сахара, и ежемесячная символическая денежная сумма. Он смотрит демонстрации по телевизору и опасается возвращения России, считая, что Кремль намерен 'навести порядок' в Грузии.
'Сейчас не время для этого', - говорит он о демонстрациях. Такие настроения царят во всей бывшей 'буферной зоне', которая была оккупирована Россией вплоть до 9 октября.
На поле между Цхинвали и грузинским селом Земо Никози стоит российский танк. Его ствол направлен на грузинские мешки с песком, разложенными у близлежащего кладбища. По словам местных жителей и полиции, этот танк и другие появились в приграничной зоне 9 апреля.
'Протесты не приведут ни к чему хорошему', - говорит Амиран Ломсадзе.
Из-за мин и нехватки воды местные жители не могут возделывать свои яблоневые сады. Присутствие российских танков, которое местные жители связывают с протестами в Тбилиси, лишь делает ситуацию еще более напряженной.
Для Гочи Мчедлидзе, выращивавшего яблоки на продажу, решение проблемы протестов в Тбилиси ясно как белый день: 'Когда собираешь урожай яблок, нужно довести дело до конца. Пусть он [Саакашвили] закончит начатое'.