Начавшийся после выборов кризис в Молдавии стал еще одним экзаменом для Евросоюза на его способность содействовать распространению стабильности и процветания на территории бывших советских республик, расположенных между восточными границами ЕС и Россией.
Напряженность в ряде этих стран, таких как Грузия и Украина, вызвана в значительной мере натянутыми отношениями с их бывшими хозяевами в Москве.
Однако политические беспорядки в Молдавии представляют для ЕС вызов совсем иного рода. Хотя Россия по-прежнему оказывает существенное влияние на эту страну, в данном случае к возникшим проблемам имеет отношение Румыния, входящая не только в состав Евросоюза, но и блока НАТО.
В результате политикам из ЕС придется деликатно провести тонкую грань между своим желанием помочь Молдавии, не входящей ни в европейский, ни в трансатлантический альянс, но находящейся в вызывающей тревогу своей нестабильностью части Европы, и необходимостью выразить поддержку Румынии, являющейся полноправным партнером и союзником.
Евросоюз предан принципу коллективной солидарности со своими странами-членами. Именно этим можно объяснить тот факт, что он был вынужден на прошлой неделе выступить с заявлением, в котором призвал выдворившую румынского посла в Кишиневе и возобновившую визовый режим с Румынией Молдавию вернуться к нормальным отношениям с Бухарестом.
Тот же принцип действует в момент, когда ЕС встает плечом к плечу с правительством греческой части Кипра, отдавая ему предпочтение перед Турцией, или когда он проявляет солидарность со Словенией в ее споре с Хорватией по поводу морских границ. Даже если в частном порядке страны ЕС критикуют греков-киприотов или политику Словении, публично они признают необходимость поддерживать своих коллег по альянсу.
Иллюстрацией такого подхода стало прозвучавшее на прошлой неделе заявление ЕС, в котором министры иностранных дел Франции, Чехии и Швеции (эти страны, соответственно, председательствовали, председательствуют и будут председательствовать в Евросоюзе) предупредили Молдавию, что хотя укрепление ее связей с ЕС и желательно, но осуществляться оно должно 'в соответствии с европейскими ценностями и принципами'.
Заявление министров было тщательно сбалансировано. Они признали, что осознают всю 'сложность молдавско-румынских отношений'.
Евросоюз в молдавском кризисе ведет себя крайне осторожно, отчасти из-за того, что придает большое значение новой политической инициативе, известной как 'Восточное партнерство'. Эта инициатива распространяется на регион, в который входит и Молдавия. А официально о ее начале будет объявлено на саммите в Праге, который состоится в мае.
Чехия в среду заявила, что премьер-министр страны Мирек Тополанек обсудил возникший кризис с молдавским президентом Владимиром Ворониным, и что в следующую среду он посетит Кишинев.
Но влияние Тополанека как глашатая внешней политики ЕС ослабло в связи с мартовским крахом его правительства, а также с его уходом с поста премьера, который назначен на 9 мая.
Пражский саммит пройдет двумя днями ранее. На нем соберутся лидеры из стран ЕС и из шести государств, охваченных рамками 'Восточного партнерства' - Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины.
Планом 'Восточного партнерства' предусматривается постепенное создание зоны свободной торговли между ЕС и шестью указанными странами, ослабление визового режима для граждан этих государств при поездках в ЕС, а также выделение 600 миллионов евро в виде помощи этой шестерке в период с нынешнего по 2013 год.
Однако никто ни тайно, ни явно не обещает им постепенное вхождение в состав Евросоюза. Да и сам Воронин недавно весьма пренебрежительно отозвался о сумме предлагаемой помощи, назвав ее конфеткой для ребенка.