"Лавина" - таким словом обозначаются перспективы неплатежей, с которыми столкнется в этом году российская банковская система, представленные в опубликованном вчера докладе итальянского банка Unicredit Spa. Подтверждая опасения, высказываемые в течение нескольких последних недель в различных документах финансовых учреждений и в независимой российской прессе, аналитик Unicredit Рустам Боташев, чьи слова приводит агентство Bloomberg, считает, что к концу года 20 процентов кредитов российских предприятий будет "плохими", то есть будут фиксироваться просроченные платежи или неплатежи со стороны заемщиков. Только 9 процентов кредитов включались в эту категорию по последним оценкам UniCredit начала года, а в первом полугодии прошлого года их доля не превышала 1 процента, напоминает Наталья Орлова из "Альфа-банка".
Пик неплатежей начнется в августе
Такое резкое ухудшение платежеспособности российских заемщиков объясняется спадом мировой экономики. В результате этого спада одновременно снизились цены на сырье, экспортируемое крупными предприятиями страны, иссякли источники финансирования, и уменьшилась стоимость активов, которые предприятия предлагали в качестве залога под кредиты. UniCredit считает, что последнее явление представляет собой "главную угрозу для банковской системы и даже для всей российской экономики в целом".
Согласно этому документу, в ближайшие двенадцать месяцев российские предприятия будут испытывать трудности с погашением различным кредиторам задолженности в 229 миллиардов долларов. Половина выплат по погашению кредитов должна производиться в долларах, что, учитывая падение курса рубля, еще сильнее ударяет по финансовым возможностям заемщиков.
В то время как "Сибирская сервисная компания" (Siberian Services Co.), занимающаяся разработкой нефтяных скважин, на прошлой неделе стала первым российским предприятием, объявившим дефолт по иностранным заимствованиям в текущем году, UniCredit ожидает "пика" неплатежей в период с августа текущего по февраль будущего года, тогда как, по мнению Натальи Орловой, наиболее напряженный период наступит в третьем квартале 2009 года. Г-жа Орлова считает неизбежным повышение ставок по сомнительным кредитам до 15 процентов, а с учетом эффекта домино они могут вырасти до 30 процентов. UniCredit, который полагает, что эта ставка уже превышает 12 процентов, "ожидает волны реструктуризации долгов и серии банкротств в России", если не произойдет масштабной финансовой интервенции со стороны государства, в размере от 20 до 40 миллиардов долларов. Наталья Орлова, которая тоже считает, что банкротство крупных российских предприятий и банков "действительно возможно", тем не менее, полагает, что есть несколько причин надеяться на лучшее. В самом деле, если сумма долга, который должен быть выплачен в этом году, довольно значительна и соответствует 20 процентам ВВП, то общий долг - в 780 миллиардов долларов - не представляется чрезмерным в сравнении с объемом национального дохода, подчеркивает она. Согласно мировым стандартам, российская экономика нечасто прибегала к "эффекту рычага". Что оставляет возможность для осуществления упорядоченной консолидации российской банковской системы, которая сейчас весьма раздроблена и включает в себя 200 банков.