Российские руководители привыкают к тому, что им в этом году приходится урезать бюджет. Страна все глубже погружается в болото рецессии - согласно некоторым оценкам, безработица сегодня составляет 12 процентов, а спад в экономике может достичь в 2009 году около 4,5 процента. В этих условиях правительство сокращает расходы большинства своих министерств. Бюджет министерства энергетики уменьшен на 33 процента, министерства транспорта на 30 процентов. Но есть один исключительно дорогостоящий проект, на реализацию которого Медведев пообещал даже увеличить ассигнования. Речь идет о превращении трещащей по швам военной промышленности советской эпохи в современную высокотехнологичную отрасль, а также о преобразовании миллионной российской армии в менее многочисленную, но более эффективную боевую силу.
Чтобы добиться этого, Медведев увеличил в текущем году военные расходы едва ли не на 26 процентов, доведя их почти до 37 миллиардов долларов, а производителям стратегических вооружений, таких как ракетные комплексы и самолеты, он выделил дополнительно 1,9 миллиарда долларов. В конце марта, всего за несколько дней до поездки в Лондон на саммит 'большой двадцатки' президент надел шлем военного летчика, форму, и отправился с подмосковной авиабазы в полет в кабине истребителя-бомбардировщика Су-34. Это один из самых современных и смертоносных образцов российской военной техники. После этого он заявил репортерам, что пришло время модернизировать всю летную технику военно-воздушных сил. 'У нас остался и задел, и остались люди, которые хотят служить стране, - сказал он, - но еще очень многое предстоит сделать'.
Это преуменьшение. Российские вооруженные силы - это по-прежнему остатки Советской Армии эпохи СССР, когда миллионы военнослужащих были разбросаны по обширным просторам Восточной Европы и Центральной Азии. Когда в 1989 году советская империя начала рушиться, Россия потеряла значительную часть своих солдат, а также ряд ключевых предприятий оборонной промышленности, начиная с кораблестроительных заводов на Украине и кончая объектами по обогащению ядерного топлива в Казахстане. Такие данные в своем февральском анализе российской армии приводит американская компания Stratfor. Эти изменения заставили также многих замечательных российских инженеров уволиться из оборонной отрасли и отправиться за границу в поисках более высокооплачиваемой работы. Военные заводы по всей России в 90-е годы простаивали, многие из них не имели даже средств на покраску стен. А ряды российской армии, между тем, пополняли не желающие служить новобранцы. В российских газетах и правительственных докладах в последнее время отмечаются многочисленные факты физического насилия, наркомании и алкоголизма среди плохо обученных и недовольных солдат.
Нехватка техники и личного состава дала о себе знать во время пятидневной войны России против Грузии в августе прошлого года. Несмотря на превосходство российской армии в численности и огневой мощи, ее наземное наступление было не столь сокрушительным и победоносным, как следовало ожидать. В военном арсенале Москвы не нашлось ничего подобного грузинским беспилотным летательным аппаратам слежения и разведки израильского производства, о чем говорит старший научный сотрудник из Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute) Пол Холтом (Paul Holtom). На слушаниях, проведенных в октябре прошлого года в Государственной Думе, прозвучали слова о том, что российские войска вообще не имели никакого современного оборудования слежения и ночного видения. Говорит Вадим Козюлин, возглавляющий программу по обычным вооружениям в Центре политических исследований России: 'Наша армия была современной в конце 80-х годов. С тех пор в ней наблюдается застой'.
Но есть одна область, в которой российские военные преуспевали в последние несколько лет - это экспорт вооружений. В 2008 году Москва заработала на продаже оружия рекордные 8,3 миллиарда долларов, заняв второе место в мире после Соединенных Штатов, на долю которых приходится более 40 процентов общемировых военных расходов. Особенно успешно Москва добивалась расположения покупателей в странах развивающегося мира. В период с 2004 по 2007 год Россия продала в 80 развивающихся стран на всех континентах военной техники на общую сумму 37,9 миллиарда долларов, опередив за этот период даже США. Российские производители вооружений заключают контракты на поставку буквально всего - от вертолетов и танков до автоматов. Среди активных покупателей Северная Корея, Иран, Китай и Венесуэла, которые не имеют возможности приобретать западное оружие по причине самых различных санкций и ограничений. Эти запреты привели к тому, что у Москвы появляются все новые клиенты. 'Раньше у Венесуэлы были истребители F-16 [американского производства], - говорит Ричард Гриммет (Richard Grimmett) из исследовательской службы Конгресса, следящий за международной торговлей оружием, - а теперь что? Мы сегодня продаем Венесуэле ноль'.
У России двоякая стратегия. Она хочет использовать свои огромные доходы от продажи оружия за рубеж в качестве той основы, на которой будет проводиться перевооружение ее собственной армии. Но продажа оружия дает не только деньги. Москва надеется, что Венесуэла и прочие страны будут попадать во все большую зависимость от российских вооружений, в связи с чем укрепятся политические и экономические связи, а также увеличится международный вес России. 'Запад считает, что это бряцание оружием, но для России это означает возврат на принадлежащее ей по праву место в мире', - говорит редактор лондонского издания Jane's World Defence Industry Гай Андерсон (Guy Anderson).
Россия, используя два своих самых ценных актива - огромные запасы энергоресурсов и горы военной техники - искусно сыграла свою роль и заключила серию весьма умных сделок. Например, в 2006 году занимавший тогда пост президента Владимир Путин отправился в Алжир во главе делегации руководителей нефтяных, газовых и оборонных компаний. Путин договорился продать этой стране боевые самолеты, ракеты и танки на общую сумму 7,5 миллиарда долларов, а российские энергетические гиганты 'Газпром' и 'Лукойл' получили от Алжира важные нефтяные и газовые концессии. Путин также подарил алжирцам дополнительную 'конфетку': он списал алжирский долг советской эпохи почти на 5 миллиардов долларов. Затем, прямо накануне ухода с поста президента на должность премьер-министра Путин заключил сделку с Ливией. В ее рамках было подписано соглашение о продаже Ливии оружия на 2,5 миллиарда долларов, а также списан ливийский долг на 4 миллиарда долларов, остававшийся с советских времен. Далее, в октябре было подписано соглашение с Венесуэлой, по которому Медведев предоставил президенту Уго Чавесу кредитную линию на 1,1 миллиарда долларов, чтобы эта страна могла пополнить свой арсенал российским оружием.
Нужны средства и таланты
Чтобы экспорт российского оружия продолжал бурно развиваться, ее оборонным отраслям нужны мощные инъекции денежных средств и новых талантов. Российское министерство обороны закупает всего 15 процентов того объема вооружений, которые производят предприятия страны. А давние российские клиенты, такие как Индия и Китай, в последние десять лет начали производить собственное оружие. Если Россия не модернизирует свои заводы, Москва может потерять еще больше покупателей, сообщается в анализе Stratfor. Если такое произойдет, говорится в докладе, 'российской оборонной промышленности будет крайне сложно сохранить свою значимость'.
Именно поэтому российские руководители от президента и ниже в последние месяцы заявляют о том, что дополнительные ассигнования, а следовательно, и модернизация предприятий военной промышленности, на подходе. Именно поэтому значительная часть этих средств направляется в компании, производящие ценную экспортную продукцию, например, самолеты марки 'Сухой'. Но найти достаточно талантов для капитальной перестройки ржавеющих производственных линий в России будет сложнее. Во времена спада 90-х годов компании оборонной отрасли не набирали и не готовили инженеров. Поэтому, как говорит Козюлин, средний возраст работников военных предприятий приближается к 60 годам.
Но найти инженеров будет все-таки легче, чем хороших новобранцев для укомплектования армии. Кремль планирует в течение предстоящих 3-6 лет уволить примерно половину из 300000 служащих долгое время армейских офицеров, а также подготовить для ведения современной войны сотни тысяч новых солдат-контрактников. Но сегодняшние выпускники школ родились в период начала 90-х, когда уровень рождаемости в России опустился до рекордно низкой отметки, а росли они во время злополучной чеченской войны. В здании военкомата, расположенного неподалеку от ветхого железнодорожного вокзала военного города Владимира, висит плакат, обещающий вступающей в армейские ряды молодежи жизнь, полную приключений. 'Армия России - армия профессионалов', гласит рекламный щит, на котором изображен юноша в кожаном танковом шлеме, выглядывающий из люка. Пока что это не так. Но деньги всегда помогают.
Подготовлено с участием Джона Уэндла (John Wendle).