Соседей не выбирают. Это относится как к отдельным странам, так и квазифедерациям государств, которые ревниво охраняют свои суверенные прерогативы и в то же время действуют в одностороннем порядке, защищая собственные интересы, как они их понимают. Такое открытие периодически делает для себя Европейский Союз.
И вот, Румыния неожиданно принимает решение о возможности предоставления гражданства по ускоренной процедуре миллиону человек в соседней Молдове, что по сути означает гражданство ЕС для четверти населения беднейшей страны Европы.
Для тех, кто не следил за ситуацией: в Молдове недавно были проведены парламентские выборы, в результате которых недовольные победой правящей коммунистической партии устроили массовые беспорядки. В ответ на это президент Румынии Траян Бэсеску предложил гражданство тем молдаванам (говорящим на варианте румынского языка), которые склонны поддерживать оппозицию в стране с нечетким чувством национальной идентичности.
Клубные правила, действующие в ЕС, вынуждают его становиться на сторону Румынии, одного из самых строптивых и непредсказуемых государств-членов, независимо от того, согласен он с ней или нет, и проводились ли с ним консультации. Точно так же Брюссель часто оказывается заложником неконструктивной политики греческого правительства Кипра в отношении Турции (кандидата в члены ЕС) или Словении в ее споре о морской границе с Хорватией (кандидата в члены ЕС). Члены ЕС могут пренебрегать правилами; Евросоюз не может.
Утешать может только то, что импульсивное поведение Румынии, по крайней мере, не связано с территориальными претензиями. Она не оспаривает границы или суверенитет - что часто бывает прелюдией к войне - хотя и ведет себя как в эпоху обмена населением и этнических критериев предоставления гражданства, для преодоления которых отчасти создавался ЕС. Несмотря на значительную этническую гомогенизацию, установившуюся после ужасов Второй мировой войны, восточные окраины Европы по-прежнему представляют собой причудливую мозаику народов и народностей, и способствовать фрагментации было бы безответственно. Вспомните войны за югославское наследство.
Но подлинная проблема для ЕС состоит в том, как быть с соседями, которых он не видит в качестве своих будущих членов. Это очевидно после, можно сказать, провала евро-средиземноморского партнерства (или барселонского процесса), призванного связать ЕС с Ближним Востоком и Северной Африкой узами масштабной помощи и свободной торговли.
Молдова является одной из постсоветских буферных стран с нерешенными конфликтами, которые разрываются между Востоком и Западом, Россией и ЕС (таких, как Грузия, Украина, Азербайджан и сама Молдова). Это очень неперспективный материал для новой политики соседства ЕС, в данном случае - программы Восточного партнерства. Теперь существует риск того, что данный проект будет выглядеть глупо, если ЕС не сможет показать, что он способен оказывать влияние на события в Молдове (не говоря уже о Румынии).