Во вторник Северная Корея в ответ на довольно вялое осуждение Советом безопасности ООН состоявшихся 5 апреля ракетных испытаний объявила о своем выходе из шестисторонних переговоров. Перспектива возникает пугающая. США и страны Восточной Азии действовали исходя из представлений о том, что дипломатическое решение проблем, связанных с ядерной программой Северной Кореи, возможно. Подразумевалось, что в обмен на дипломатические и экономические уступки Пхеньян откажется от создания ядерного оружия.
Но что если сами эти представления неверны?
Что если все эти шесть лет режим Ким Чен Ир (Kim Jong Il) просто тянул время, создавая тем временем ядерные боеголовки и оттачивая надежную систему доставки? Пхеньян сравнительно легко мог бы проигнорировать замечание ООН и не выходить из переговоров. Реакция Совета безопасности была абсолютно беззубой, он не вынес даже обязывающей резолюции. Дело свелось к заявлению председателя, осудившего запуск ракеты и призвавшего страны-члены тщательнее соблюдать не слишком строгие санкции, наложенные на КНДР в 2006 году после ядерных испытаний. Тем не менее, Северная Корея воспользовалась представившейся возможностью, чтобы прекратить переговоры.
Самое время спросить, что же США и восточноазиатские соседи Северной Кореи собираются делать, если Пхеньян не захочет отказаться от ядерных амбиций? Другими словами, каков запасной план на случай, если шестисторонние переговоры провалятся? Так как открывать военные действия против Северной Кореи слишком опасно, у нас остаются, по-видимому, только три возможности, причем, ни одна из них не выглядит ни привлекательной, ни безопасной.
Во-первых, можно ввести более жесткие многосторонние экономические санкции, как предлагают бывший представитель США в ООНДжон Болтон (John Bolton) и прочие 'ястребы'. У этой стратегии есть лишь один недостаток: против ужесточения санкций яростно выступают Пекин и Москва, причем позиция Китая особенно важна, так как без его содействия любые экономические меры не окажут на Пхеньян особого эффекта. А если еще учесть, насколько мы зависим от готовности Пекина и дальше финансировать растущий госдолг США, станет понятно, что американские дипломаты сейчас не в том положении, чтобы давить на Китай, требуя ужесточения санкций.
Второй вариант: признать за Северной Кореей статус ядерной державы и положиться на политику сдерживания, которая должна предотвращать агрессию. Существуют весьма весомые аргументы в пользу такого выбора. В конце концов, у Америки в прошлом уже получалось сдерживать негодяев с ядерным оружием, в первую очередь Советский Союз и маоистский Китай, а ее обширный стратегический ядерный арсенал, скорее всего, способен напугать такого как Ким Чен Ир.
Однако это не помешает Северной Корее делать опасные пакости. Особенное беспокойство вызывает, конечно, распространение Пхеньяном ядерных технологий. Очевидная помощь, которую КНДР оказывает сирийской ядерной программе, заставляет задуматься, какие еще страны, или, что даже хуже, организации, могут обратиться к ней за подобной помощью. Наличие в мире ядерной Северной Кореей будет, по меньшей мере, нервирующим фактором.
Наконец, есть еще один заслуживающий рассмотрения выход: уговорить (подкупить) Китай, чтобы он сместил режим Ким Чен Ира и установил в Пхеньяне более прагматичное правительство на условиях отказа от ядерной программы. Кроме того, Пекин должен пообещать способствовать воссоединению Северной и Южной Кореи при жизни следующего поколения. Кстати, во время моего прошлогоднего визита в Китай местные политики, конечно, как обычно выражали лояльность давнему союзнику Пекина, однако в их словах звучали и явные нотки недовольства Пхеньяном.
За должную цену лидеры Китая вполне могут решиться организовать Киму дворцовый переворот. Однако обойдется нам это недешево. Как минимум, Пекин потребует от США обещаний прекратить американское военное присутствие на Корейском полуострове и, возможно, разорвать военный союз с Южной Кореей. Вероятнее всего, китайцы будут требовать уступок и по вопросу о Тайване.
Для американской администрации такие шаги будут нелегкими. Однако лидеры Америки и Восточной Азии должны спросить себя, не станет ли это приемлемой ценой за избавление от северокорейской ядерной угрозы.
В любом случае властям США и Восточной Азии следует уже сейчас задуматься о запасном плане. Просто надеяться на то, что шестисторонние переговоры обеспечат осуществимое и действенное решение, было бы неблагоразумно. С учетом прошлого Северной Кореи это было бы типичным торжеством надежды над опытом.
Тэд Гален Карпентер - вице-президент Института Катона по оборонной и внешней политике, автор восьми книг по внешней политике, в том числе 'Умная сила: Америка на пути к благоразумной внешней политике' ('Smart Power: Toward a Prudent Foreign Policy for America'.)