Официально это произошло вчера. "Контртеррористическая операция" в Чечне - начатая президентом Борисом Ельциным десять лет назад, в тот момент, когда он уступал свое место Владимиру Путину - завершена, объявил Национальный антитеррористический комитет.
Прекращение этого особого режима стало юридическим завершением второго чеченского конфликта, при том, что в течение долгих лет Кремль отказывался называть его "войной". За тринадцать лет вооруженного конфликта (первая война длилась с 1993 по 1996 год) в этой небольшой кавказской республике погибло примерно 100 000 человек, и тысячи русских и чеченцев пропали без вести или стали беженцами со сломанными судьбами.
Устрашающая эффективность Кадырова
"Здесь у всех праздник!", - радуется на другом конце провода находящаяся в Грозном Зайнап Гашаева, глава правозащитной организации "Эхо войны". 'Режим "контртеррористической операции (КТО) был всего лишь одним из витков насилия, - с сожалением отмечает Александр Черкасов из НПО "Мемориал", - государственным терроризмом, который только усилил терроризм настоящий".
"Если контртеррористическая операция завершена, то это означает, что мы разгромили бандитов", - заявил со своей стороны чеченский президент Рамзан Кадыров.
Этот 32-летний бывший боевик, занимающий сильные позиции в республике, с 2005-2006 года используется Кремлем как инструмент для "чеченизации конфликта". В обмен на щедрые субсидии Кадыров навел порядок в своей вотчине - и сделал это с устрашающей эффективностью, которую признают даже те, кто осуждает факты нарушения им прав человека. Прекращение КТО - это "абсолютная победа" Кадырова, но не над боевиками (террористами), а над Россией", - так считает Юлия Латынина, специалист по Кавказу.
Кадыров уже в течение нескольких недель оказывал давление на Кремль, объявляя, пусть даже преждевременно, о конце "контртеррористической операции". "Он хотел, чтобы за ним признали заслуги по восстановлению мира, и желал получить большую свободу действий, - резюмирует представитель одной из иностранных НПО, очень хорошо разбирающийся в этом вопросе. - Тем более что ситуация с безопасностью стала более нестабильной в соседних мусульманских республиках - Дагестане и Ингушетии, в которых существовал терроризм, но при этом не был введен этот особый режим". Однако во время "операции "Преемник" 2007-2008 годов (выбор на пост президента Дмитрия Медведева, наследника Владимира Путина) отменять чрезвычайное положение было преждевременно.
"Нормализация" положения в Чечне - неоспоримый факт; об этом свидетельствует впечатляющий процесс восстановления центра ее столицы - Грозного - или возобновление с марта 2007 года регулярных рейсов Москва-Грозный. Новехонький аэровокзал даже надеется вскоре получить статус международного аэропорта.
"Беспрецедентная автономия"
"При Кадырове Чечня пользуется беспрецедентной автономией среди всех субъектов Российской Федерации", - продолжает иностранный эксперт. До какой степени? Он - весьма сложная фигура. Чеченский лидер, который сделал обязательным ношение исламского головного платка в университете Грозного, недавно публично выступал за полигамию. Но главное - в Вене, Стамбуле и Дубае произошла серия громких убийств чеченцев - противников Кадырова. Власти эмирата Дубай обвиняют в убийстве одного из его родственников, депутата Государственной Думы.
20 000 из 50 000 военных и милиционеров, находящихся сегодня в Чечне, могут вскоре покинуть республику, заявляет Министерство внутренних дел. Однако это не помешает людям Кадырова по-прежнему сжигать дома предполагаемых родственников боевиков, предсказывает Александр Черкасов из "Мемориала". Что же касается исламских террористов, то, хотя они сегодня и отодвинуты на второй план, все же их численность однозначно значительно превышает те нелепые цифры, которые обнародуют власти - недавно они говорили о "70" человеках, - продолжает Черкасов. Они получают поддержку на местах и из-за границы и по-прежнему мечтают создать на Кавказе халифат.