Этот сценарий как будто взят прямо из книги 'Влияние морской силы на историю' ('The Influence of Sea Power Upon History') основоположника морской геостратегии адмирала Альфреда Тайера Мэхэна (Alfred Thayer Mahan), который считал, что державе, чтобы расти, необходимо контролировать 'морские пути сообщения'. Что ж, он опять оказался прав. Кризис, вызванный действиями пиратов в районе Африканского рога, приковал к себе внимание всего мира. Под угрозой оказались команды торговых судов, что препятствует торговле.
Торговые суда захватывают, грузы удерживают, команды берут в заложники. Случаи пиратства резко участились. Почему? Только потому, что коллективная воля наших морских держав позволила этому произойти. 'Проснитесь, это кризис! Нам пора вмешаться и положить ему конец', - заявил помощник капитана недавно захваченного Maersk Alabama Шейн Мерфи (Shane Murphy) по прибытии в кенийский порт Момбаса.
Почему бездействует НАТО? Корабль является суверенной национальной территорией. На этой неделе Maersk Alabama, шедший под флагом США с американской командой на борту был атакован и захвачен современным аналогом берберских пиратов.
В своем интервью командующий Пятым флотом США адмирал Уильям Гортни (William E. Gortney) сказал: 'Флот Соединенных Штатов не имеет возможности защищать торговое судоходство в регионе от пиратов'.
Зато такая возможность есть у НАТО.
14 из стран-членов альянса обладают кораблями класса 'эсминец' и 'большой противолодочный корабль'. Речь идет о многоцелевых кораблях, способных проводить конвойные операции, контролировать морское пространство и защищать пути сообщения. Вдобавок девять из стран-членов НАТО могут предоставить для контрольных и разведывательных миссий самолеты базовой патрульной авиации - такие как P-3 'Орион'. Если Пятому флоту США не хватает ресурсов, они найдутся у объединенных флотов НАТО.
Североатлантический договор утверждает: 'Стороны договариваются о том, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них: будет рассматриваться как нападение на всех'.
Пираты уже нападали на французские, итальянские, американские и немецкие суда, брали членов команд в заложники, угрожали их жизням. Начались перебои в морских перевозках, включая жизненно важные для Европы и Северной Америке поставки нефти из Персидского залива. Заметно выросла цена страховки, грузы прибывают с опозданиями.
Время создавать конвои. В целом, легковооруженные пираты на своих суденышках не самый грозный противник. В отличие от Второй мировой войны, сейчас в море не рыщут вражеские подлодки и крейсера, способные топить корабли. Современные пираты Африканского рога - скорее досадная помеха, чем стратегическая угроза. Однако мы продолжаем бездействовать.
Как должна работать система конвоев? Следует устроить специальные пункты для сбора торговых судов. Конвои должны отправляться по расписанию и идти по установленным маршрутам, публикуемым в 'Извещениях мореплавателям'. Также должны быть составлены особые правила использования сил и средств, которые бы ясно определяли в каких условиях корабли эскорта и патрульные самолеты вправе и должны бить на уничтожение.
Военные корабли должны сопровождать торговые суда в тех водах, где существует угроза пиратского нападения. Участие должно быть добровольным. У судовладельцев должен быть выбор: присоединиться к конвою и пользоваться преимуществами страховки, или идти на свой страх и риск. Таким образом, им придется принимать простое деловое решение.
У флотов НАТО было 60 лет на то, чтобы научиться совместным действиям. Методики давно известны. Вдобавок, у НАТО есть организация по контролю над судоходством, инструктирующая капитанов торгового флота - так называемая Организация военно-морского сотрудничества и руководства судоходством (Naval Cooperation and Guidance for Shipping). Ее инструкции положено держать в рулевых рубках, так что профессиональным морякам процедура прекрасно известна.
Во время Первой и Второй мировых войн, конвои сменялись по графику, что заметно уменьшало потери. Примитивность текущей угрозы позволяет просто размещать в ключевых местах военные корабли и охрану.
Вдобавок, самолеты базовой патрульной авиации могут сильно облегчить командование и управление, а также разведку и оценку сил противника. Совместные конвои обойдутся НАТО недорого, а задачи предотвращения угрозы вполне привычны для флота.
Сегодня пиратство в Юго-Западной Азии и в районе Африканского рога неподвластно контролю. Пираты усилились, и морские пути сообщения сейчас скомпрометированы, ненадежны и опасны. Настало время вспомнить о словах генерала Эйзенхауэра: 'История не оставляет свободу в руках слабых или трусливых надолго'. Настало время флотам НАТО 'взять большую палку' и защитить свободу передвижения на морских путях.
Гленн Портер - отставной офицер военно-морских сил США. Пять лет прослужил в плавсоставе надводного флота на кораблях класса ' эсминец', трижды направлялся в зоны боевых действий, принимал участие в сложных морских операциях. 15 лет служил офицером резерва ВМС, пять из них в штабе командующего Тихоокеанским флотом США, и 10 в НАТО, в службе военно-морского контроля над судоходством, в том числе в штабе Верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО на Атлантике, находящемся на самой вершине командных структур альянса.