Нью-Дели - Местные лидеры не могут нарадоваться на американского президента. Он - 'лучший президент по отношению к Индии за последние 50 лет', говорит бывший дипломат. Премьер-министр Манмохан Синг (Manmohan Singh) сказал ему, 'народ Индии очень любит вас'. Один из правительственных чиновников предложил наградить его высшей гражданской наградой страны - Бхарат Ратна (Bharat Ratna) (Сокровище Индии).
Еще одна нация, попавшая во власть Обамании?
На самом деле, президент, которого столь любит индийская элита, это Джордж У. Буш, которого благодарят за 'удаление дефиса' ('de-hyphenating') в давней 'индийско-пакистанской' политике Вашингтона и за поддержку прошлогодней исторической американо-индийской сделки в области гражданской атомной индустрии. В самом деле, это может быть единственная мировая столица, где Бараку Обаме придется постараться, чтобы заставить всех позабыть Джорджа Буша.
Обама пообещал, что усиление связей с Индией будет его 'первым приоритетом', и министр иностранных дел Индии Шившанкар Менон (Shivshankar Menon) заявил, что он уверен в том, 'что мы быстро продвинем эти отношения вперед'.
Но за этими избитыми фразами Нью-Дели нервничает. Обсуждения с политическими и бизнес лидерами и специалистами по безопасности подтверждают широко распространенное беспокойство, что, по словам Саураба Шукла (Saurabh Shukla), старшего дипломатического редактора газеты India Today, 'хотя маловероятно, что администрация Обамы сознательно свернет политику большего сотрудничества с Индией, [ее действия] уже вызвали сомнения о том, что США является надежным стратегическим союзником'.
Хотя они и поддерживают региональный подход Обамы к Афганистану, многие здесь беспокоятся, что администрация США заходит слишком далеко, включая спорный Кашмир, на который претендуют и Индия и Пакистан. Индийцы вспоминают заявления Обамы во время предвыборной кампании, когда он сказал, что Пакистан будет 'менее вероятно' сотрудничать с террористами, если он сможет смотреть на восток 'с уверенностью' относительно Индии. И хотя его портфолио больше не включает в себя Индию, специальный представитель Обамы в регионе Ричард Холбрук уже посетил страну дважды, пытаясь убедить официальных лиц, что Вашингтон не будет давить на Индии по вопросу Кашмира.
Тем не менее, 'Индия видит, что в политику США по отношению к Индии и Пакистану возвращается дефис, - рассказывает мне известный историк Патвант Синг (Patwant Singh). - Нью-Дели очень обеспокоен тем, что администрация подняла вопрос Кашмира, который имеет мало отношения к Афганистану.'
Более того, многие индийцы считают стратегию Обамы в отношении Афганистана и Пакистана угрозой Индии - и в средствах и в целях. Хотя они приветствуют обещание Обамы, что американская помощь Пакистану не станет 'карт-бланшем', индийцы беспокоятся, что американские вооружения в руках пакистанцев будут направлены на Индию.
Открытость Обамы идее примирения с предположительно умеренными талибами пугает индийцев, которые протестуют против того, что они называют фальшивой разницей между 'хорошими' и 'плохими' талибами. 'Мусульманское население Индии составляет 150 миллионов человек, - говорит Нарендра Синг Сарила (Narendra Singh Sarila), бывший индийский дипломат, - и даже если 10 процентов от их числа перейдут в испорченную форму ислама, проповедуемую талибами, у нас будут серьезные проблемы.'
Аналогично, некоторые беспокоятся о растущей экономической зависимости Америки от Китая, который по-прежнему претендует на индийские территории и, как некоторые боятся, планирует окружить Индию военными объектами - 'ниткой жемчуга' - через Индийский океан. Здесь не прошел незамеченным тот факт, что Госсекретарь Хиллари Клинтон, которая заявила, что американо-китайские отношения являются 'самыми важными двусторонними отношениями в мире', провела свой первый дипломатический вояж в Азии, посетив Пекин, Токио, Сеул и Джакарту, но так и не заехав в Нью-Дели.
И, наконец, индийские власти хотят знать, будет ли ядерная сделка с США полностью претворена в жизнь под контролем бывшего члена Конгресса Эллен Таушер (Ellen Tauscher), которая сегодня является главным специалистом по контролю над вооружениями, а также одним из самых непреклонных критиков этого соглашения. Более того, президентские планы по нераспространению [ядерного оружия] - ратификация Договора о всеобъемлющем запрете на испытания ядерного оружия, подписание Договора о прекращении производства расщепляющихся материалов и получение индийского согласия на Договор о нераспространении ядерного оружия - скорее всего, станут новым давлением, призванным заставить Индию умерить свои ядерные амбиции.
Что в сухом остатке? Шиам Саран (Shyam Saran), специальный представитель премьер-министра, недавно заявил, что американские цели в регионе являются 'возможной угрозой интересам Индии', и что, учитывая 'уменьшенное превосходство' Америки во всем мире, Нью-Дели должен следовать 'стратегиями хеджирования', включающим в себя партнерские отношения со многими странами. Говоря по-дипломатически, это предупредительный выстрел.
Обаме нужно действовать быстро, чтобы закрепить отношения, жизненно важные для столь многих американских целей. Как можно скорее ему нужно назначить нового американского посла, известного своими действиями в деле укрепления американо-индийских связей, и отослать госсекретаря Клинтон в Нью-Дели с тем, чтобы она подтвердила стратегическое партнерство США с Индией, отдельное от отношений с Пакистаном. Она должна дать четко понять, что американская помощь пакистанским вооруженным силами зависит от того, что они прекратят свою поддержку - открытую и скрытную - террористическим группам, чьей мишенью является Индия.
После прошедших в Индии выборов и установления нового правительства Обама должен добавить Нью-Дели к расписанию своей предполагаемой поездки по Азии, которая должна произойти в этом году. Заявляя, что он вдохновлен Ганди, и воплощая собой мультиэтническое общество, воспеваемое в Индии, Обама - первый американский президент, упомянувший 'индусов' в своей инаугурационной речи - должен получить восторженный прием у обычных индийцев.
Чтобы склонить на свою сторону индийскую элиту, он должен принять Индию как естественного партнера - никаких проблем - в вопросах ядерной энергии, нераспространения и ядерного разоружения и поддержать заявку Индии на постоянное место в Совете безопасности ООН.
После кровавых атак в Бомбее в ноябре прошлого года и мартовской атаке, которой подверглась в Пакистане крикетная команда из Шри-Ланки, индийцы знают что ничто, даже столь любимый ими крикет, нельзя принимать как должное. Если только Вашингтон не начнет действовать быстро, индийцы вскоре почувствуют тоже самое и по поводу своего однажды любимого американского партнера.
Стэнли Вайсс является основателем и председателем внепартийной организации 'Капитаны промышленности за национальную безопасность' (Business Executives for National Security), базирующейся в Вашингтоне