Пять лет назад десятки тысяч грузин вышли на улицы, чтобы свергнуть коррумпированный пророссийский режим и поставить у власти способного, энергичного и молодого юриста, учившегося в США. Это было пьянящее время надежд - не только для Грузии, но и для ряда других постсоветских государств, которые обрели номинально независимость, однако все также страдали от кланового капитализма и политической зависимости от Москвы. Новый лидер Грузии Михаил Саакашвили был "энергичным, хорошо образованным, он любил идти на риск", вспоминает одна из ближайших его соратниц по "революции роз" Нино Бурджанадзе. "Он пользовался 100-процентной поддержкой у себя в стране и практически 100-процентной поддержкой на Западе. Ни у одного президента в мире никогда не было таких шансов, как у президента Саакашвили".
Но сегодня прозападный проект Саакашвили, который предусматривал вступление в НАТО, создание открытого общества, искоренение коррупции и реформирование экономики, разваливается на части. В начале апреля тысячи демонстрантов вновь собрались в Тбилиси - но на сей раз не для того, чтобы поддержать президента, а чтобы потребовать его отставки. Они бросали капусту и морковку в его резиденцию и называли Саакашвили трусом за то, что он потерпел поражение в ходе августовской войны с Россией. Они говорили, что президент навлек несчастье на голову Грузии, самонадеянно выступив против крупного соседа. Отвращение народа к войне стало для Саакашвили ловушкой, поскольку подавляющее большинство грузин заявляет, что хочет улучшения отношений с Россией. А Москва говорит, что этого не произойдет до тех пор, пока Саакашвили находится у власти.
Но не исключено, что пробудет он там уже недолго. После окончания войны рейтинг популярности Саакашвили упал с 80 до 30 процентов, а плохие отношения с Россией сделали экономический спад особенно болезненным. Три года назад Россия начала сворачивать закупки вина и сельскохозяйственной продукции из Грузии, а после войны полностью прекратила торговые отношения, что привело к 70-процентному снижению объемов грузинского экспорта. Зарубежные инвестиции также резко пошли вниз. Если во втором квартале 2008 года их объем составлял 525 миллионов долларов, то в четвертом - уже 188 миллионов.
Признаки того, что Саакашвили не сумел сдержать свои экономические обещания, присутствуют практически повсеместно. Во втором по величине городе Грузии Кутаиси (население 200000 человек) узкие, мощеные брусчаткой пешеходные улочки в центре напоминают эстонский Таллин своими свежеокрашенными домами, небольшими кафе и восстановленными церквями. Но вода в кранах течет там по три часа через день, а кутаисские заводы советской эпохи обанкротились еще в 90-е годы. "Загляните за яркие фасады, и вы увидите, насколько разрушенным и бедным стал наш город", - говорит бывший директор завода Цисфер Канчели.
Еще более тревожным сигналом для Саакашвили является то, что многие сегодня с ностальгией говорят о временах свободной торговли с Москвой. "Моя семья на протяжении десятилетий продавала в Россию фрукты и овощи, и мы хотим, чтобы границы снова открылись для торговли", - говорит безработный экспортер Бэла Банзеладзе. Студенты государственного университета в городе Гори обеспокоены тем, что Саакашвили возложил слишком большие надежды на Запад. "Может быть, наш президент ошибся, выбирая стратегических партнеров?" - спрашивает студент юридического факультета и беженец из Южной Осетии, грузин по национальности Эдгар Хасахашвили.
Саакашвили оказывается во все большей изоляции. Похоже, что грузинское руководство обеспокоено предложением администрации Обамы о "перезагрузке" отношений с Москвой, а также явно заметным отходом США от поддержки Грузии в ее стремлении вступить в НАТО. На прошлой неделе представители Грузии встречались с госсекретарем США Хиллари Клинтон, которая подтвердила планы Америки по углублению сотрудничества с Грузией в области боевой подготовки и военного образования. А американский Конгресс готов утвердить в этом месяце помощь Тбилиси в размере 242,5 миллиона долларов. Однако американские субсидии не заменят полноценные торговые отношения с Россией - а российский президент Дмитрий Медведев совершенно четко заявил, что этого не произойдет, пока Саакашвили находится у власти.
Грузия сегодня по-прежнему более либеральная и экономически сильная страна, чем многие из ее соседей. Но Саакашвили придется, хотя бы ради собственного благополучия, искать способы и пути для снятия политической напряженности. В конце концов, грузинам не нужен лидер, который жертвует благосостоянием и безопасностью своей страны ради безрассудной страсти к НАТО и Западу. Им нужен прагматик, который способен заключать сделки, когда они необходимы, а также налаживать торговлю с Россией. Саакашвили придется очень много поработать над тем, чтобы убедить свой народ, что он именно такой человек.
Статья из номера журнала за 27 апреля 2009 года.