"Самый элегантный на сегодня мужчина на планете", - так дизайнер Том Форд (Tom Ford) из Gucci назвал в 2002 году только что пришедшего тогда к власти президента Афганистана Хамида Карзая (Hamid Karzai). Благодаря Карзаю демократия в Афганистане расцветает, заявил в 2005 году президент Джордж Буш, приветствуя афганского лидера в Вашингтоне. Но тональность оценок изменилась, когда на пост главы Белого Дома был избран Барак Обама.
Афганистан это страна наркотиков, сказала недавно о "цветущей демократии" госсекретарь США Хиллари Клинтон. А сам президент заявил на днях репортерам, что афганское правительство "отрезано" от того, что происходит в стране.
На 20 августа в Афганистане намечены президентские выборы, и уже разрабатываются планы по реализации в этой стране нового военного и политического курса США. Цель состоит в том, чтобы создать в Кабуле более решительную и эффективную администрацию, которая будет менее коррумпирована, чем нынешняя. Плюс к этому - развернуть в стране американский воинский контингент численностью 17000 человек, а также - несколько тысяч инструкторов из европейских стран, которые будут заниматься подготовкой и обучением местной полиции и армии. Это соответствует убеждению Обамы, что война в Афганистане должна быть в большей степени американской и в меньшей - международной в плане численности войск.
На пост президента есть как минимум 10 возможных кандидатов. Но, похоже, что 52-летний Карзай, который до недавнего времени утверждал, будто не хочет больше занимать эту должность, делает все возможное, дабы остаться еще на один президентский срок. У него великолепный английский, он является одним из вождей крупнейшего пуштунского племени попалзаи, а также он работал советником американской нефтяной компании Unocal, планировавшей проложить трубопровод из Туркменистана через Афганистан в Пакистан - все это сделало Карзая популярной фигурой и достойным звания президента человеком в глазах Джорджа Буша. Но его головной убор, сделанный из шкурок новорожденных ягнят каракулевой породы овец, продолжает вызывать раздражение у любителей животных.
Вначале Карзай поддерживал режим талибов, но затем изменил к ним свое отношение, когда представители этого движения убили его отца. Тем не менее, он, видимо, не полностью разорвал связи с руководством "Талибана". В прошлом году Карзай стал инициатором диалога с этими людьми, а также попросил Организацию Объединенных Наций исключить имена 142 боевиков движения "Талибан" из списка разыскиваемых террористов.
Администрация Обамы на самом деле поддерживает проведение в Афганистане такого курса, который похож на тактику действий США в Ираке. Он предусматривает направление в страну дополнительной многотысячной группировки войск, создание местной армии численностью примерно 200000 военнослужащих, формирование эффективных сил полиции численностью примерно 180000 человек, а также подписание соглашений о сотрудничестве с вождями различных племен и с "умеренными" представителями талибов. Этот план Обаме предложил генерал Дэвид Петреус (David Petraeus), командовавший войсками в Ираке. Сегодня он также отвечает за кампанию в Афганистане. У Петреуса есть такое уравнение: на каждую тысячу граждан этой страны надо набрать на военную службу 20-25 местных солдат. Но никто точно не знает, сколько граждан живет в Афганистане. Оценки есть разные - от 23 до 30 миллионов человек.
Другая проблема заключается в том, что создание такой армии требует не только гигантского бюджета, но и ряда других коренных изменений. В настоящее время солдат афганской армии получает от 50 до 150 долларов в месяц. Доброволец, вступающий в племенные военизированные формирования, созданные американской армией, получает около 120 долларов в месяц. Но у него есть выбор, поскольку он может также поступить на службу в частную армию племенного вождя или наркобарона, где будет получать почти вдвое больше, а также иметь возможность подработать на стороне.
Поэтому американской армии придется принимать трудное решение и, возможно, отказаться от создания военизированных формирований, дабы избежать соперничества между ними и государственной армией. Но афганская армия по-прежнему в значительной мере зависит от иностранных инструкторов. На самом деле, лишь 12 из ее 36 батальонов способны вести боевые действия самостоятельно, без помощи инструкторов. Кроме того, они могут проводить только весьма простые операции, не требующие взаимодействия с авиацией. Поскольку пока национальная армия малоэффективна и не обладает способностью контролировать районы за пределами Кабула, Пентагону будет весьма сложно отказаться от услуг малых военизированных формирований.
Следующая проблема имеет отношение к этническому составу населения Афганистана, который затрудняет формирование однородной армии, не зависящей от племенного устройства и командования. Может ли командир-пуштун командовать таджикским или узбекским подразделением? Пентагон не публикует данные об афганской армии, но согласно различным оценкам, примерно 70 процентов командиров являются представителями таджикского меньшинства, а это вызывает раздражение у пуштунского большинства.
Американская армия стремится задействовать таджикские подразделения в южных районах Афганистана, населенных в основном пуштунами, дабы предотвратить сотрудничество между пуштунской армией и талибами, которые также пуштуны. Такая система, может быть, и логична с точки зрения психологии, но с военной точки зрения она плоха. Таджикские солдаты не владеют пушту, и поэтому не понимают, что им говорят местные племена, среди которых они воюют. Да, есть переводчики, но они не из местных и не знакомы с местными обычаями. Еще большая опасность таится в том, что если самостоятельная афганская армия будет формироваться по племенному признаку, то когда иностранные войска будут выведены из Афганистана, там может вспыхнуть гражданская война. А американцы так пока и не сформулировали концепцию для решения этой проблемы.
Как и новое израильское правительство, правительство Афганистана состоит из 31 министра, большая часть из которых не имеет обязанностей. Их единственное предназначение - представлять племена и прочие группы для обеспечения политического спокойствия. Это весьма дорогостоящее спокойствие, и не только потому, что каждому министерству требуется свой бюджет, но и потому что такая система способствует укреплению коррупции. Кроме официального бюджета, который состоит в основном из дотаций западных стран, существует также мощная "побочная" экономика, построенная на взяточничестве.
Таким образом, согласно имеющимся сведениям, В Афганистане можно получить назначение на должность начальника регионального полицейского управления, если заплатить 100000 долларов нужному министру. Можно урегулировать конфликт по поводу права владения домом, если заплатить судье 25000 долларов. Чтобы провести конвой грузовиков в соседний район, начальнику конвоя лучше заплатить 6000 долларов шефу местной полиции, дабы тот не передал эту информацию талибам. По сути дела, все, что требует вмешательства государственных органов, будь то выдача разрешения на открытие торгового предприятия или назначение на ответственную должность, связано с дачей взятки в том или ином виде.
Деньги на такие выплаты поступают из двух основных источников. Это пожертвования из-за рубежа, которые предназначены для восстановления страны и зачастую проходят через руки практически никем не контролируемых посредников, а также торговля наркотиками, которая за последние два года выросла на 30 процентов. Да, количество регионов, где выращивают опиум, сократилось наполовину, но в пяти основных районах это по-прежнему главный источник местного благосостояния. Кстати, брата президента Ахмеда Вали Карзая (Ahmed Wali Karzai) подозревают в том, что он является крупным наркоторговцем.
Один из примеров коррупции в высших эшелонах власти связан с деятельностью генерального прокурора Афганистана Абдула Джабара Сабита (Abdul Jabar Sabit), который владеет огромным домом в одном из самых престижных районов Кабула стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. Согласно сообщению Декстера Пилкинса (Dexter Pilkins) в журнале Time (так в тексте передается, имя репортера Декстер Филкинс, сотрудника New York Times - прим. перев.), Сабит сейчас живет в Канаде, будучи отправленным Карзаем в отставку из-за коррупции. А его дом сдается в аренду за 5000 долларов в месяц. Это тот самый Сабит, который был известен в Афганистане как бесстрашный борец с коррупцией. Командующий силами кабульской полиции Мохаммед Айюб Саланги (Mohammed Ayub Salangi) также живет в огромном доме в том же самом районе, снимая его за 11000 долларов в месяц.
В Германии было проведено исследование по вопросам прозрачности и честности различных режимов мира. Афганистану там было отведено 176-е место из 180 стран.
Карзай признает, что проблема коррупции существует. Но он говорит, что с этим дела в правительстве намного улучшились. Тем временем, Карзай недавно назначил на государственные посты сотни новых руководителей, чтобы те помогали ему на предстоящих выборах президента. Вот куда идут деньги американских налогоплательщиков.
То правительство, о котором говорит Карзай, сосредоточено в основном в Кабуле, поскольку в других районах Афганистана другие власти - афганские, американские, британские, итальянские, немецкие. Есть также инвесторы из Ирана и Саудовской Аравии, которые странствуют по стране и пользуются значительным влиянием. "Умеренные" и "экстремистские" талибы поделили между собой некоторые территории, а представители пакистанских разведывательных служб вербуют людей со всех сторон. Соединенные Штаты хотят навести порядок в этой ситуации, заполнить пустующие ряды и выровнять шеренги, чтобы американская армия могла в один прекрасный день уйти из Афганистана.
Сидя в далекой Москве, Владимир Путин может злорадно потирать руки и улыбаться. США, заставившие 20 лет назад Советы уйти из Афганистана, сейчас сами там увязли. Советскому Союзу понадобилось 10 лет, чтобы полностью понять ситуацию. У США есть в запасе еще два года, чтобы завершить свое собственное десятилетие в этой горячей точке планеты.