Европейский союз (ЕС) в пятницу, 17 апреля, направил сухое приглашение президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Находясь с визитом в Минске, министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg) пригласил главу государства принять участие в пражском саммите, намеченном на 7 мая, который должен дать старт европейской программе 'Восточное партнерство'.
Однако в европейских структурах надеются, что г-н Лукашенко не поедет лично на этот саммит, а пошлет туда своего премьер-министра Сергея Сидорского. 'Вопрос о том, кто будет представлять Белоруссию, должен решить президент', - уточнил г-н Шварценберг.
Инициированная в 2008 году Польшей и Швецией программа 'Восточное партнерство' направлена на укрепление связей между странами ЕС и их соседями из постсоветского пространства: Украиной, Белоруссией, Молдавией, Грузией, Арменией и Азербайджаном. Европейские руководители уверяют, что этот проект не направлен против России, и настаивают на том, что он носит экономический характер. Он должен позволить осуществлять совместные проекты в области инфраструктуры и развивать сотрудничество между этими шестью странами. После продолжительного торга было решено в ближайшие четыре года выделить на развитие этого партнерства более 600 миллионов евро.
Чтобы подчеркнуть, что речь не идет о развитии европейской зоны влияния вдоль российских границ, г-н Шварценберг заявил, что в будущем к программе 'Восточное партнерство' смогут присоединиться такие страны, как Россия, Турция и даже Соединенные Штаты или Япония.
Возможное появление в Праге г-на Лукашенко - авторитарного лидера, железной рукой управляющего свой страной - может нарушить работу саммита и спровоцировать обсуждение на нем не запланированных программой тем. Переданное ему формальное приглашение раскололо ЕС на - с одной стороны - сторонников политики 'протянутой руки', и - с другой - тех, кто выступает за жесткую линию в отношении Минска. Некоторые страны, такие как Соединенное Королевство, Нидерланды или Бельгия, считают, что за последний год требования по демократизации, предъявлявшиеся Минску, были выполнены лишь частично, несмотря на то, что были выпущены на свободу некоторые политические заключенные.
16 марта ЕС принял решение продлить срок приостановления действия санкций - не отменяя их - в отношении высокопоставленных белорусских чиновников во главе с президентом Александром Лукашенко. Одним из требований Европейского союза является непризнание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии - двух сепаратистских регионов на территории Грузии. Позиция г-на Лукашенко по этому вопросу остается весьма двусмысленной. Под нажимом со стороны Москвы он 24 марта встретился с абхазским лидером Сергеем Багапшем.
Едва это приглашение было передано Минску, как президент Чехии Вацлав Клаус (Vaclav Klaus) публично нанес удар по сплоченности Европы. 'Я не приму г-на Лукашенко в Пражском граде (официальной резиденции президента) и не буду жать ему руку', - заявил он. Запуск программы 'Восточное партнерство' станет кульминационной точкой чешского председательства в ЕС. Он будет последней акцией уходящего в отставку премьер-министра Чехии Мирека Тополанека (Mirek Topolanek) на посту председателя ЕС. Реакция г-на Клауса, который осудил 'двойную мораль' [в отношении президента Белоруссии], удивила многих наблюдателей. Он поддерживает великолепные отношения с российскими и китайскими руководителями, и никогда не принимал у себя ни диссидентов, ни Далай-ламу - в отличие от своего предшественника Вацлава Гавела (Vaclav Havel).
Стабильность и процветание - вот два ключевых слова, употребляемых всеми европейскими руководителями, вне зависимости от существующих между ними разногласий, для оправдания идеи создания подобного партнерства. Волнения, имевшие место в Молдавии 7 апреля, после победы коммунистов на парламентских выборах, а также очередной газовый кризис между Россией и Украиной в январе этого года оправдывают необходимость де-изоляции этих стран, являющихся буферной зоной между ЕС и Россией. Данные события демонстрируют 'важность установления более прочных связей с этими странами, с целью укрепления их стабильности', - говорит один из шведских дипломатов. Швеция, которая 1-го июля возглавит Европейский союз, сделала программу 'Восточное партнерство' одним из приоритетов своего председательства.
У шести стран, которые станут участниками этого партнерства, разная мотивация и неодинаковое отношение к нему. Например, Азербайджан и Армения надеются в основном на получение новых экономических возможностей и упрощение визового режима. В самом деле, Европейский союз предлагает рассмотреть вопрос о смягчении режима выдачи виз. Но для этих стран и речи быть не может о вхождении в противостояние с Москвой.
Другие страны, такие как Украина и Молдавия, опасаются того, что этот проект может стать заменой процессу вступления в ЕС. Европейские дипломаты уверяют, что это партнерство никак не влияет на эти перспективы; но, тем не менее, очевидно, что экономический кризис усиливает неприятие европейским общественным мнением политики дальнейшего расширения Евросоюза.