- 15 марта католикос-патриарх всея Грузии Илия II в своей воскресной проповеди озвучил очень интересную инициативу о миротворческом плане Кавказа, предусматривающего создание единого духовного пространства. После озвучивания данной идеи состоялась встреча между католикосом-патриархом и помощником заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза. Сама по себе идея создания единого духовного пространства не новая, но значимо то, что это озвучено святейшим. Представители диаспор, проживающих в разных европейских странах послали письмо патриарху и приветствовали эту инициативу. Какое у вас отношение к данной инициативе?
- На мой взгляд, создавать нам ничего не надо, поскольку живущие на Кавказе народы не смотря на религиозное и национальное отличие уже создали единое духовное пространство. Именно духовное родство объединило эти народы, и нам остается лишь возродить то единство, которое пришло в упадок, когда мы превратились в российские колонии. Все существующие на Кавказе проблемы являются итогом российской имперской политики "разделяй и властвуй". Несомненно, идея свободного Кавказа осуществима, если Россия откажется от колониальной политики, точнее, если международное сообщество вынудит Россию пойти на деколонизацию. Но, к сожалению, я знаком с сегодняшними реалиями Европы и думаю, что Европа не готова говорить с Россией на эту тему. Исходя из этого, я не разделяю ваш оптимизм в связи инициативой, обсужденной на состоявшейся встрече между Илией II и Мэтью Брайза. Необходимо четко осмыслить, что мы сами можем изменить к лучшему нынешнюю ситуацию, и только мы в этом заинтересованы болье всех. Я имею в виду обязательное решение всех спровоцированных Россией проблем на Кавказе, и среди них - Нагорного Каабаха, Южной Осетии, Абхазии, Чечни, Дагестана, Ингушетии и других северокавказских республик. Решить эти проблемы по отдельности невозможно, только призывы не достаточны для решения этих проблем, необходимо создать структуру и механизм для реализации этой идеи.
- Исходя из этого, насколько реально объединение Кавказа?
- Такой шанс, конечно, есть, и на сегодня активно идут разговоры на эту тему. Если помните, Джохар Дудаев и Звиад Гамсахурдия последовательно и точно действовали в этом направлении, но сегодня Грузии не хватает последовательности для решения этой проблемы. Я считаю, что Грузия должна стать центром, столицей объединенного Кавказа, поскольку именно Грузия нам представляется во всех направлениях центром Кавказа и она и должна быть лидером. Но, к сожалению, Грузия всегда прикована к собственным проблемам и лидерство на Кавказе не воспринимает всерьез.
- Часто распространяется информация о том, что между вами и президентом Чечни Рамзаном Кадыровым идут переговоры и вы даже согласились вернутся в Чечню. Насколько это реально? В самом ли деле между вами ведутся телефонные разговоры?
- Руководство чеченской республики Ичкерия готово сделать все, чтобы остановить национальную катастрофу - чеченизацию российско-чеченского конфликта.
- Насколько реально ваше возвращение в Чечню?
- По этому вопросу позиция чеченской власти не изменилась. Имеющаяся на сегодня в Чеченской республике ситуация не дает возможности сказать, что противостояние закончилось. Моя задача и в целом задача власти Ичкерии найти политический путь решения этого конфликта. Мое возвращение возможно только в случае политического решения российско-чеченского конфликта и это обусловливает не Рамзан Кадыров, а отношение чеченского народа к России и к российско-чеченскому конфликту. Лично у меня нет проблем с Россией, это у России проблема со всем чеченским народом. Когда будут решены все эти проблемы, только тогда и можно будет вести разговор о моем возвращении и возвращении тех людей, которые законно защищают права чеченского народа в Европе.
- Кремль заявляет, что контртеррористическая операция в Чечне завершится в ближайшем времени, так как все "боевики" ликвидированы. Какая по вашей информации сейчас ситуация в Чечне?
- Да, мне тоже известно, что президент России готовит приказ о завершении контртеррористической операции в Чечне. В случае принятия этого решения у народа появится надежда, что российские спецслужбы больше не будут взрывать спящих в своих домах людей так, как это происходило осенью 1999 года, больше не будут травить газом так, как это произошло в театре на Дубровке в 2002 году во время проведения контртеррористической операции, не будут стрелять по детям из танков, как это было осенью 2004 года в Беслане... В этом контексте я полностью согласен с завершением контртеррористической операции, но российский президент и другие представители власти должны помнить, что войну можно начать приказом или распоряжением односторонне, но закончить ее тем же путем невозможно. В связи с этим власть Ичкерии заявляет, что ее позиция неизменна: российско-чеченский конфликт не может быть решен силовым путем, для достижения устойчивого мира в Чечне и на Северном Кавказе необходимо найти политическое решение на основании соглашения от 12 мая 1997 года, оформленного в Москве между президентами Чечни и России Асланом Масхадовым и Борисом Ельциным.
Хочу воспользоваться случаем и выразить соболезнование родственникам погибших во время контртеррористической операции. Считаю, что необходимо вспомнить еще раз, что никакая война не считается законченной, пока виновные в истреблении детей и тысяч мирных жителей военные преступники не будут по заслугам наказаны соответственно нормам и принципам международного права.
- По вашим данным, насколько серьезны действующие сейчас в Чечне подпольные силы, например, группировка Доку Умарова?
- Умаров лидер тех подпольных сил, которые выступали с идеей создания "Имарата Кавказа'. Свое соображение по поводу этого проекта я выразил еще год назад. Я не могу конкретизировать, сколько в настоящее время в Чечне бойцов, но могу точно сказать, что после начала т.н. контртеррористической операции количество подпольных сил не то чтобы уменьшилось, а наоборот, выросло в сотни раз.
- Очень сложная ситуация и в других северокавказских республиках. День ото дня напряженнее ситуация в Дагестане и Ингушетии. Что в этих республиках происходит по вашей информации, и насколько эта эскалация опасна для Кремля?
- Россия, которая стала решать проблему политического характера силовым путем, напрягла ситуацию во всем регионе. Эти республики сегодня не имеют права самим избрать свою власть и жить своей национальной жизнью. Государство, которое весь мир знает как Россию, - классический вид колониальной державы. После освобождения от российского ига Украины, Армении, Грузии и стран Прибалтики, колониальной отношение остается к северокавказским республикам. Эти народы сегодня требуют свои законные права. Российский большевистский режим не дает этим народам право на самоопределение, поэтому для защиты своих прав у этих людей никакого шанса, кроме оружия не остается. Процессы, идущие в этих странах, носят неуправляемый характер для России. Сложная ситуация, которая сложилась там, обязательно выйдет из-под контроля, пока Россия не вернет им свои права и достоинство. Они должны иметь право выбора религии и языка, а при нынешнем режиме говорить обо всем этом сложно. Таким образом, то что делают сегодняшние правительства этих республик, наносят вред будущему этих государств
- Какую оценку вы бы дали войне России в августе 2008 года против Грузии и одностороннему признанию Россией независимости т.н. Южной Осетии и Абхазии?
- Относительно признания независимости Абхазии и т.н. Южной Осетии, это ни что иное, как аннексия территорий Грузии. Абхазии теперь придется добиваться независимости от России. Как известно, Южная Осетия и не скрывала, что хотела присоединиться к России. У них не было никакого плана независимости. С этой точки зрения. надо отличить Абхазию от Южной Осетии. В 1996 году я по заданию Шеварднадзе встретился с Владиславом Ардзынбой. Я абсолютно убежден, если бы власти Грузии тогда пошли на политически более гибкие шаги, можно было решить этот вопрос. Было возможно исключить из этого процесса Россию, которая мешала сближению позиции Абхазии и Грузии. Мы всегда признавали и признаем территориальную целостность Грузии. В 1993 году тогдашний президент Грузии Звиад Гамсахурдия признал независимость Чечни и установил дипломатические отношения с Ичкерией. Но после этого власти Грузии не были последовательны в своих действиях и решениях. Она не признает суверенитет и территориальную целостность нашей республики. В отличии от властей Грузии, мы признаем суверенитет Грузии и ее территориальную целостность.
- Россия ужесточает свою политику в отношении Кавказа. Как быть с Кремлем? Какую нужно вести политику, чтобы Москва уважала территориальную целостность и суверенитет другой страны?
- Нужно вести себя, как суверенное государство: уважать международное право, выполнять все взятые международные обязательства, как член Европейского совета и государство, подписавшее Венскую конвенцию. По моему мнению, не надо давать России возможность использовать тебя в собственных целях. Грузия не должна была верить России, и чеченцев, которые скрывались на территории Грузии, не должна была передавать России, так как они оказались обречены на смерть. Этот вопрос касался именно вопроса суверенитета Грузии. Протокол N7 Венской конвенции предусматривает защиту прав человека. Грузия, как член Евросовета, считается подписавшей этот протокол. Грузия и ее власти нарушили эту конвенцию и на основе договора с Россией, передали ей примерно 30 чеченцев, которые нашли приют на территории Грузии. Это было нарушением суверенитета и независимости Грузии изнутри. У властей Грузии были ошибочные отношения к российско-чеченскому конфликту. Во время первой российско-чеченской войны президент Грузии Эдуард Шеварднадзе вроде бы поддержал Россию в том, что Грузия, так же как и Россия, была вынуждена с оружием защитить территориальную целостность. Хотя Россия и не думала дать Грузии сделать то, что сделала сама - именно это и было ошибкой грузинских властей. Западные союзники и сторонники Грузии, которые включены в грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, по совету России согласились рассматривать все эти конфликты не в контексте российско-чеченского конфликта. Полагаю, Грузия и западные союзники хотели как можно скорее увидеть, как расправится Россия с чеченским сопротивлением.
Расчет на то, что после восстановления территориальной целостности России, она позволит Грузии восстановить территориальную целостность - был непростительной ошибкой! И вооруженная агрессия против Грузии была итогом именно этих перечисленных ошибок. Путин был абсолютно уверен, что ни власти Грузии, ни ее союзники не изменят свою позицию по отношению к чеченской проблеме, невзирая на то, что они сделают в Южной Осетии и Абхазии. Именно поэтому признала Россия эти республики. Путин оказался прав - в ответ реально ничего не произошло. Нынешние власти Грузии и не возвращались к рассмотрению чеченской проблемы, не смотря на то, что на ближайшие десятилетия оккупированные территории для нее потеряны. И в такой ситуации власти не хотят заявить о государственности чеченского народа, а двойные стандарты никогда не обеспечат суверенитет и независимость любой страны. Независимость страны не только привилегия, а в первую очередь, обязательство, которое государство берет на себя. Грузия, как субъект международного права, и одна из ведущих государств на Кавказе, могла и может сделать многое, чтобы разрешился российско-чеченский конфликт. К сожалению, она не делает этого, и насколько мне известно, и не собирается, несмотря на то, что терять вроде нечего, все открыто и играть в "темные" игры не нужно: русские открыли карты, продемонстрировали реальное лицо и ясно выразили, какое у них отношение к Грузии, грузинской власти и ее государственности.
- Когда пал Сухуми и Грузия совершенно потеряла контроль над Абхазией, чеченские бойцы танцевали "лезгинку" на фоне горевшего Сухуми. То же произошло во время падения Цхинвали. Почему, на ваш взгляд, чеченцы так усердно воюют против Грузии?
- Да, в Абхазии были несколько десятков чеченских добровольцев, но... Надо сказать, что против Грузии воевали не чеченцы, а российская армия и авиация.
Те люди, которые в августе 2008 года воевали на стороне России, также воюют против чеченцев. Грузия не может делать выговор Чечне на этой основе, поскольку тот факт, что эти люди говорили на чеченском языке, не значит, что они были чеченцами. Они воевали там для пропаганды, выполняли миссию... Если помните, Ямадаева там не было, его просто привезли в Южную Осетию, посадили перед камерой и вынудили сказать, что он и его отряд воевали там. Позднее он сам признал это и даже конфликт у него с русскими произошел. Надо помнить, что Россия для контроля Кавказа использовала принцип "разделяй и властвуй". Надо осмыслить, что мы сами в ответе за будущее Кавказа и его народов. Решения надо принимать независимо, не оглядываясь на Россию и другие страны. Мы тут хозяева и будущее зависит от того, что мы делаем сегодня.
- Вы упомянули Ямадаева... Что вы можете сказать о братьях Ямадаевых? Кем они были для чеченского народа?
- О них мне известно столько же, сколько всем. Обычные люди, которые перешли на сторону оккупантов. Таких и в Грузии много было и есть. Это та категория людей, которые привыкли служить сильным. У тех грузин и чеченцев, которые сегодня прислуживают оккупантам и идут против интересов своего народов, нет будущего. Я не знаю, что конкретно произошло в Дубае (где, по информации российских СМИ, был убит Сулим Ямадаев) и, откровенно говоря, не интересуюсь. Я всегда знал, что с такими людьми расправится именно Россия. Таких примеров было много: были 30-ые годы, репрессии в 34, 37-44 годах, когда "чекисты" в первую очередь убивали своих сторонников, которые воевали на их стороне на Кавказе. Так происходит и сейчас.
- Каким вам видится будущее Кавказа?
- Думаю, прогноз делать рано. Если Грузия на самом деле станет независимым государством, это и будет предпосылкой будущего Кавказа. Кавказ сдался России после того, как Грузия присоединилась к России. Избавление Грузии от российского ярма очень важное событие. Уверен, что Грузия будет суверенным и независимым государством.
- Но сейчас сложный для Грузии период, и внутриполитическая ситуация тоже очень непростая: к уже отнятым территориям добавилась оккупация 20% оставшейся территории... Россия продолжает осуществлять все виды провокаций, а грузинская оппозиция на этом фоне начинает акции с требованием отставки властей...
- Относительно внутриполитической ситуации Грузии - хочу сказать, что надо бороться не ради власти, а ради идеалов и единства. Большая часть сегодняшней грузинской оппозиции- люди, еще вчера бывшие во власти. Так, что не знаю, реально ли у них перевернулось и что у них перевернулось в сознании. Если они борются за свои идеалы, это можно понять, но если борьба идет за власть, тогда недопустимо опять толкать людей к нестабильности, революциям и другим чрезвычайным эксцессам. Полагаю, у нынешней оппозиции есть реальная возможность договориться с Саакашвили и рассмотреть некоторые вопросы с ним; призвать его, следовать за идеалами. В противном случае, Грузия вновь может оказаться в глазах международного сообщества как одна из банановых республик на Кавказе. То, что происходит в Грузии, касается не только Грузии, но и всего Кавказа. Сегодня весь мир смотрит на Грузию, как на одного из представителей кавказских народов. Нам не безразлично, что происходит в Грузии. Призываю грузинскую оппозицию, решить все проблемы за столом переговоров. Для защиты своего будущего сейчас Грузии больше всего нужно единство и национальное единение.
Грузия должна на самом деле стать независимой страной. Если определенные силы станут проводить в республике чьи-то интересы, это будет крайне вредным для Грузии. Существующая в стране внутриполитическая напряженность сильно способствует тому, чтобы Россия воспользовалась ситуацией в своих целях. У Россиии одна цель- сменить власть, и оппозиция служит этому делу. Поэтому и говорю, не надо бороться за кресло. Если Саакашвили по каким-то соображениям отступит и пойдет на компромисс, тогда необходимо вести диалог с ним и требовать не его отставку и досрочные выборы, поскольку, повторюсь, что все это нужно России. Президент России Дмитрий Медведев сегодня враг номер один для Грузии и грузинского народа!