Жители Чапаевска - города в центре России - рассказывают: в озерах, расположенных вблизи местных химических предприятий, токсичные отходы убили все живое. Они теперь даже не замерзают зимой. Но загрязненная вода из этих озер используется для водоснабжения города.
В Дзержинске на западе страны уровень смертности среди детей и подростков вдвое выше, чем в среднем по России - опять же из-за химических заводов. По данным нью-йоркской консалтинговой фирмы Blacksmith Institute, Дзержинск входит в десятку самых загрязненных городов мира.
Подобные экологические катастрофы получают широкую огласку благодаря Ольге Сперанской - миниатюрной 46-летней женщине-физику: именно она стала 'душой' неправительственной организации, выявляющей опасные химические материалы на территории России и других республик бывшего СССР, и борющейся за их утилизацию или безопасное хранение. За свою неустанную деятельность она удостоена Экологической премии Голдмана (Goldman Environmental Prize).
Во многих республиках бывшего СССР сегодня находятся запасы снятых с производства крайне ядовитых химикатов, использовавшихся в период послевоенного сельскохозяйственного бума.
'Наша цель - очистить страну от токсичных отходов, - отметила Сперанская в интервью, которое она недавно дала в Москве корреспонденту Chronicle. - Вопросы, которыми мы занимаемся, во многом находятся в юрисдикции государства, поэтому наша конечная цель - объяснить правительству суть острых экологических проблем и подсказать способы их решения'.
Уже более десяти лет Сперанская - глава московского Центра по проблемам окружающей среды и устойчивого развития ('ЭКО-Согласие') - борется против недостаточно жестких норм регулирования в сфере экологии, местечковых бюрократов и корпораций.
'Конечно, кое-кому не нравится то, что она делает, - рассказывает Ислам Мустафаев, председатель экологической организации 'Рузгар' со штаб-квартирой в Баку (Азербайджан). - Местные власти и частные компании пытаются сорвать реализацию ее проектов'. По словам Мустафаева, экологические группы в России и других республиках бывшего СССР часто испытывают трудности с получением от государства разрешений на взятие проб воды и почвы или доступ в загрязненные районы.
Общественной деятельностью Сперанская занимается с начала девяностых; первым шагом стала ее статья, опубликованная в Financial Times, и посвященная экологическим последствиям распада СССР. В статье отмечалось: в результате послевоенного сельскохозяйственного бума на всей территории СССР образовались промышленные запасы опасных химических веществ, так называемых 'стойких органических загрязнителей', использовавшихся для повышения урожайности при выращивании фруктов и овощей. В отсутствие должного надзора эти токсины могут вызывать врожденные дефекты, респираторные заболевания, рак, психические нарушения и иные проблемы со здоровьем.
В 1999 г. возглавляемый Сперанской центр 'ЭКО-Согласие' присоединился к общемировой общественной кампании за сокращение производства и применения опасных химикалий в рамках международного соглашения - так называемой Стокгольмской конвенции. В настоящее время этот документ подписали как минимум 128 государств, включая большинство стран бывшего СССР.
От имени Российской Федерации Конвенцию в 2002 г. подписал тогдашний президент Владимир Путин, но ее ратификация до сих пор не состоялась. Из-за бюрократической волокиты и отсутствия средств в России, как утверждают представители 'ЭКО-Согласия', действует слишком мало норм регулирования, касающихся надзора за тысячами химических и энергетических предприятий. 'Пока власть не осознает значения этого соглашения, оно не будет ратифицировано', - поясняет Ольга Понизова, координатор проекта из 'ЭКО-Согласия'.
Сперанская тем временем продолжает свои усилия по налаживанию взаимодействия с местными органами власти в деле выявления и организации хранения пестицидов, а также ужесточения норм экологического регулирования. В частности, 'ЭКО-Согласие' составляет карты загрязненных районов, изучает ситуацию со здоровьем населения, а также, совместно с десятками общественных организаций и органами власти занимается ликвидацией последствий экологического ущерба в Восточной Европе, Кавказском регионе и Центральной Азии.
Так, в Азербайджане 'ЭКО-Согласие' пытается решить экологические проблемы одного из самых загрязненных городов на территории бывшего СССР - Сумгаита, расположенного на побережье Каспийского моря. В свое время Сумгаит был центром химической промышленности и производства тяжелых металлов; на предприятиях города работали сотни тысяч людей.
По данным исследований, проведенных через 10 лет после распада СССР, отмечают сотрудники органов здравоохранения, как минимум 70% жителей Сумгаита страдают от заболеваний, связанных с воздействием химикатов - это связано с наличием в городе запасов хлора, ДДТ и других химических веществ.
В настоящее время 'ЭКО-Согласие' совместно с другими неправительственными организациями проводит информационные мероприятия в школах и на телевидении, осуществляет научные исследования, реализует проекты по ликвидации загрязнения, и консультирует парламентариев по вопросам совершенствования экологического законодательства.
'Сперанская - один из самых профессиональных, дисциплинированных и преданных делу специалистов, с которыми мне приходилось работать, - отмечает Мустафаев. - Она создала мощную сеть НПО, способствующую экологическим преобразованиям в постсоветском регионе'.