- Ариэль, вы внимательно следите за делом Михаила Ходорковского. Каково ваше мнение о нем?
- Ходорковский был наказан за независимость - за попытки внедрения рыночных принципов и прозрачности в энергетический сектор России. Он был наказан за попытки продать половину "ЮКОСа" американцам - "Шеврону" или "Эксону", не испросивши разрешения наверху. Вот 'Лукойл' продал 'Коноко Филипс' более четверти компании, и ничего, весь в белом. Ходорковский был посажен и за лоббирование проекта нефтяной трубы в Китай, что тогда называли чуть ли не госизменой, а сегодня - ничего, взяли и подписали соглашение. И будут строить. А куда от китайских товарищей денешься? А то, глядишь, в гости приедут.
- То есть, был бы человек, а дело найдется?
- Да. Эту мудрость не задушишь, не убьешь. Независимость Ходорковского и его компании мешала консолидации власти, ее 'вертикальности'. Ходорковский поддерживал гражданское общество и политическую оппозицию в России посредством щедрых благотворительных пожертвований. Отсюда и обвинения в попытке изменить существующий строй, хотя за это его не судили. Пока не судили. В первом, показательном 'процессе над Ходорковским' доминировал правовой произвол и нарушения российского законодательства и элементарных международных юридических принципов. Мировая общественность пристально следит за процессом. Некоторые возлагают надежды на Дмитрия Медведева. Прошел ровно год с момента его избрания и около 10 месяцев с момента инаугурации. Так что второй 'суд без правосудия' в деле Ходорковского будет первым в период президентства Медведева. Его результат будет уже на счету нового президента, который часто критикует правовой нигилизм и коррупцию в стране.
- Построение правового общества в России, обещанное президентом, это своего рода гарантия для Запада?
- Построение такого общества, если оно состоится, должно будет дать гарантии, что страна не вернется и не сорвется в ту пропасть, куда она попала в 1917 году и из которой она целиком не выкарабкалась. Так что это прежде всего гарантии для самих россиян. Правопорядок должен стать лакмусовой бумажкой и для будущего российско-западных отношений. Только система, основанная на верховенстве права, сможет защитить иностранных и отечественных инвесторов, а также обычных граждан России от коррумпированного государства, зарвавшихся опричников и чиновничьего произвола.
- Как вы оцениваете итоги встречи Хиллари Клинтон и Сергея Лаврова? Что можно ждать от символического совместного нажатия кнопки 'перезагрузка'?
- Действительно, г-жа Клинтон привезла с собой сувенир в виде красной кнопки на желтой коробке. В качестве символического жеста Клинтон и Лавров вместе нажали эту кнопку, запустив новый этап двусторонних отношений. Правда, как оказалось, какой-то вредитель в Государственном департаменте, мало того, что написал русское слово латинскими буквами, так еще и вместо русского 'перезагрузка' (эквивалент англ. 'reset') ошибочно написал слово 'перегрузка'. Явно носителей языка к этому ответственному заданию не подпустили. И выставили себя на посмешище всего Вашингтона. Это весьма символично, поскольку поспешность и некомпетентность в международных отношениях являются врагами мудрости, или, как говорит русская пословица, 'семь раз отмерь, один отрежь'.
- Почему Североатлантический совет принял решение о возобновлении официальных переговоров в рамках Совета Россия - НАТО, которые были приостановлены после российско-грузинского конфликта в августе 2008 года?
- Желание НАТО сотрудничать с Москвой вполне понятно, учитывая происходящее в Афганистане и Иране. Однако часть этих проблем доставлена в Вашингтон с этикеткой 'Made in Russia'. После выдавливания американской базы из Киргизии Москва предложила использовать свои грузовые самолеты и воздушное пространство для снабжения коалиции в Афганистане. Плюс Кремль отказывается идти на компромисс по Ирану.
- Вы говорили, что тревога стран Восточной Европы по поводу возобновления официальных контактов России и НАТО вполне оправданна. Чем?
- Страны Восточной Европы - союзники Америки по НАТО с обеспокоенностью смотрят на недавние шаги по возобновлению официальных связей Россия - НАТО. Их 'напряг' по поводу России понятен. Августовская военная кампания в Грузии показала, что Россия перешагнула не только через Хельсинкское соглашение 1975 года, которое гарантировало нерушимость границ в Европе. Она также до этого заморозила действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Конечно, Москва показывала пальцем на поведение США и европейцев в отношении Косово, но из двух грехов не получить добродетель. Хиллари Клинтон заявила: 'Мы не признаем никаких сфер влияния для России или ее права вето на то, кто может вступать в Евросоюз или кто может вступать в НАТО'. С другой стороны, в Вашингтон приезжают высшие чины Грузии. И, в отличие от того, что было при Буше, высшие чины администрации Обамы с ними не встречаются. Или, по крайней мере, не все.
Г-жа Клинтон должна помнить, что отказ от американской противоракетной обороны в Польше и Чехии - очень опасное решение в свете запуска спутника Ираном. Связь между разработкой спутниковых программ и способностью производить межконтинентальные баллистические ракеты (МКБР) доказана шестью десятилетиями ядерной гонки вооружений. Практически каждая страна, имеющая МКБР, запускает спутники. Вот на днях и КНДР подсуетилась. Для поддержки союзников, пока идут разговоры между Москвой и Вашингтоном, США могут продолжать военное сотрудничество со странами Восточной Европы, укреплять связи с Украиной и вновь заявить об отказе признать отделение Абхазии и Южной Осетии.
- На чем основывается ваше мнение, что за полгода, прошедшие после войны с Грузией, Россия буквально развернула наступление по всей Евразии?
- Мы помним заявление Д.Медведева от 31 августа 2008 года о 'зонах привилегированных интересов' России. Москва готова сформировать 10-миллиардный коллективный Стабилизационный фонд для стран СНГ, в который 7,5 млрд $ внесет Россия, невзирая на плачевное состояние собственной экономики. Причина таких расходов проста: деньги и оружие укрепляют контроль над союзниками. Как ярко выразился замдиректора Института Европы РАН профессор Валентин Федоров, 'наш главный союзник в других странах - это не лидеры, которые приходят и уходят, а долги - те долги, которые они имеют перед нами'. Или, как сострил другой московский эксперт, 'дорогие союзники стоят недешево'. Даже жесткий экономический кризис, который привел к 50%-ному обвалу рубля и 80%-ному обвалу российского фондового рынка, не замедлил шествие Кремля по 'ближнему зарубежью'. Еще в январе российские военные объявили о размещении трех военных баз на территории Абхазии: в Гудауте, Очамчире и в Кодорском ущелье. Еще две - в Джаве и Цхинвали - будут развернуты в Южной Осетии. Москва получит дополнительные рычаги давления на страны Закавказья.
Выдворение НАТО из Манаса (международный аэропорт в Киргизии. - Ред.) должно было стать тревожным сигналом для Вашингтона. Тем не менее, судя по реакции вице-президента Джо Байдена, администрация Барака Обамы не хочет 'дразнить медведя', или, хуже того, не особенно обеспокоена тем, что Москва настраивает своих соседей в Средней Азии против Вашингтона. И не просто настраивает, а добивается реальных шагов. А Белому дому стоило бы побеспокоиться. Киргизия, например, была ключевым звеном в безопасном маршруте снабжения коалиционных сил в Афганистане. После закрытия Манаса Вашингтон пытается договориться о транзите с другими среднеазиатскими странами. Но потерю союзников в стратегически важном для США регионе никак не запишешь в актив нынешней администрации. США будут продолжать искать замену Манасу, в частности, в Туркмении, Узбекистане и Таджикистане. Коалиционным силам необходимо надежное снабжение военной техникой и боеприпасами, а альтернатива Манасу по доставке военных грузов пока не найдена. Создавая препятствия действиям НАТО в Афганистане, Россия, возможно, полагает, что способна, в случае победы движения 'Талибан' в Афганистане и ухода НАТО оттуда, вместе с Китаем и Ираном отгородить Среднюю Азию, Северный Кавказ и Закавказье от влияния идей радикального ислама. Опыт 1990-х гг. говорит об обратном. Именно воинствующие исламисты, а не Америка и НАТО, представляют долгосрочную системную угрозу России. Угрозу, на которую у Москвы пока нет ответа.
Ариэль Коэн - доктор философии, ведущий эксперт по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Дэвис фонда 'Наследие' (США)