Как считают бакинские политологи, на фоне участившихся разговоров о перспективах договоренности по Нагорному Карабаху Азербайджан начал серьезно заигрывать с Россией в надежде на то, что Кремль заставит Армению пойти на уступки по ключевым вопросам. В качестве стимула Баку намерен разыграть одну из своих главных стратегических карт - сотрудничество в газовой отрасли.
17 апреля на совместной пресс-конференции с президентом России Дмитрием Медведевым лидер Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что 'он не видит никаких ограничений' на возможность продажи азербайджанского газа в Россию. По-видимому, подразумевалась, в том числе, и продажа газа, добытого в ходе второй стадии международного проекта по разработке месторождения 'Шах-Дениз', из которого предполагается извлекать 14-16 миллиардов кубометров голубого топлива в год. Он также дал понять, что может быть повышен и объем поставок по нефтепроводу Баку-Новороссийск.
Ранее Баку старательно избегал комментировать вопросы, связанные с продажей газа в Россию или с трубопроводом Баку-Новороссийск.
В свою очередь президент Медведев заявил, что существуют 'высокие шансы выйти на полноценное соглашение' по продажам газа между 'Газпромом' и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР). Действующее соглашение предусматривает пока только продажи газа, добытого непосредственно ГНКАР.
В отдельном заявлении, сделанном 17 апреля, в последний день двухдневного визита Алиева в Москву, глава международного отдела аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов высказался еще определеннее. Продажа газа в Россию или Иран может стать альтернативой поддержанному Западом проекту Nabucco, сообщил он информационному агентству 'Туран'. 'Если заинтересованные в Nabucco страны продолжат бездействовать, у Азербайджана просто не будет другого выхода, кроме как самому позаботиться о своих интересах', - заявил Мамедов.
Впрочем, по мнению одного из бакинских экспертов, намеки Азербайджана направлены не только на то, чтобы подтолкнуть участников проекта Nabucco к действиям.
Директор центра политических исследований 'Атлас' Эльхан Шахиноглу считает, что Алиев мог получить в Москве некие обещания относительно возможного вывода армянских войск с территории пяти прилегающих к Нагорному Карабаху районов.
'Грубо говоря, в обмен на гарантии поставок газа Москва могла бы оказать давление на Армению, убедив ее освободить оккупированные районы, то есть начать постепенно осуществлять план разрешения конфликта', - полагает Шахиноглу.
Он также уверен, что такое развитие событий было бы выгодно не только Баку и Москве, но и Анкаре и Еревану. 'Россия получит газ, Азербайджан - свои земли, Армения - открытую границу с Турцией. Что до Анкары, то она получит прогресс в урегулировании карабахского конфликта, что позволит ей нормализовать отношения с Арменией без проблем со стороны Азербайджана'.
В интервью, данном 18 апреля российскому телеканалу 'Вести', Алиев выразил готовность пойти на серьезные уступки Еревану, дав понять, что Баку может смириться с вариантом урегулирования, оставляющим Лачинский коридор, который связывает Карабах м Арменией, под армянским контролем. 'Мы не видим тут проблем, - сказал президент. - Вопросы, связанные с Лачинским коридором могут быть эффективно решены, так чтобы не было беспокойства у тех, кто живет в Нагорном Карабахе сегодня, и у азербайджанского населения, которое туда вернется после урегулирования конфликта'.
Однако, по мнению политического обозревателя русскоязычной газеты 'Зеркало' Рауфа Миркадырова, 'о реальном прогрессе трудно говорить даже после визита Алиева в Москву'.
Хотя заинтересованность Соединенных Штатов и Европейского Союза в разрешении конфликта в Нагорном Карабахе и создании коридора для поставок газа из Средней Азии в Европу могут подтолкнуть Москву к посредничеству в урегулировании, предложенные ей условия могут не прийтись по вкусу как Азербайджану, так и Армении, утверждает Миркадыров.
'Москва хочет, чтобы конфликт разрешался под ее полным контролем - другими словами, чтобы в зоне конфликта находились ее миротворцы - в то время как Азербайджан и даже Армения к этому не готовы', - полагает он.
Бывший советник президента по внешней политике Вафа Гулузаде также считает, что шансы на прогресс невелики. Пока нет ясности по главному вопросу - об окончательном статусе Карабаха - все заявления Алиева, Медведева и так далее - 'всего лишь дипломатические слова', говорит он.
Тем не менее, эти 'слова' свидетельствуют о том, что напряженность слегка идет на убыль.
17 апреля заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза (Matthew Bryza) заявил в интервью 'Голосу Армении', что и Алиев, и президент Армении Серж Саркисян сейчас обдумывают 'болезненные компромиссы', на которые предстоит пойти, чтобы достичь прорыва в решении карабахского вопроса. Тем не менее, Брайза, славящийся своим оптимизмом в отношении мирного процесса в Карабахе, добавил, что 'реальный' прорыв может быть достигнут уже в ближайшие недели.
А 20 апреля интервью агентству 'Тренд' дал Мамедов из администрации президента, заявивший, что, если Армения 'определит свою позицию', на назначенной на 7 мая встрече Алиева и президента Армении Армения Сержа Саркисяна в Праге 'будет принято решение'.
Мамедов также призвал Москву, которую в конце апреля Саркисян должен посетить с официальным визитом, 'выполнить свою историческую миссию' и разрешить длящийся 21 год конфликт.
По словам Брайзы, этим летом может состояться специальное совещание президентов США, России и Франции по карабахскому вопросу.
Шахин Аббасов - независимый журналист из Баку, член правления Института 'Открытое общество'- Азербайджан.