Мы давно ждали, когда же политические возмущения последуют за техническими переменами, и казалось, что 7 апреля такой момент, наконец, наступил. Из Молдавии (подумать только!) пришли вести о "революции Твиттера". В одной из самых бедных и застойных стран Европы, которую авторы международных исследований часто называют самой несчастной в мире, группа молодых людей при помощи сообщений в сети Twitter , текстовых посланий и рассылок в Facebook организовала демонстрацию в защиту демократии и против фальсификации выборов. Новые технологии лицом к лицу столкнулись со старой автократией - ну чем не сюжет для первых страниц газет? С одной стороны коммунистический президент Молдавии Владимир Воронин - не только бывший начальник из советской тайной полиции, но и - какое удивительное совпадение! - отец самого богатого в стране человека. С другой - силы современности, молодости и сетевого общения. Молодые демократы ожидали, что придет 1000 демонстрантов. Благодаря современным технологиям пришло более 10000.
Казалось, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Так и случилось. Увы, сегодня становится ясно, что "революции Твиттера" в Молдавии не было - и не только потому что в стране всего небольшая горстка зарегистрированных пользователей сети Twitter . Как отмечают местные обозреватели, важнее здесь другое. Неожиданно крупная демонстрация (10-15 тысяч человек это очень много для апатичной Молдавии) не была спонтанным результатом технического прогресса. Не было также случайностью и то, что демонстранты прибегли к насилию, устроили пожар в правительственных учреждениях и подняли румынский флаг над зданием парламента.
Я не хочу преувеличивать. Не хочу я также присоединяться к толпе сторонников теорий заговоров, которая собирается мгновенно, когда где-нибудь на постсоветском пространстве происходит кризис. Это мероприятие было недостаточно хорошо организовано, чтобы его можно было назвать заговором. И оно, конечно же, лишило спокойствия молдавские власти, которые определенно боялись, что насилие выйдет из-под контроля. Но присутствовавшим там отнюдь не показалось, что это стихийно возникшая толпа молодежи, пытающаяся построить лучшее будущее. Молдавская оппозиция не столь организована и популярна, чтобы воодушевить людей на такие выступления - с Твиттером или без. Если говорить конкретнее, западные обозреватели и местные политики сразу опознали в некоторых наиболее буйных демонстрантах сотрудников молдавской службы безопасности. Один из обозревателей сказал мне, что на крышу парламента очень трудно забраться без специального снаряжения и подготовки, не говоря уже о том, чтобы установить там флаг.
Стоит также вспомнить, какое значение имеет флаг Румынии. Молдавия была создана в 1940 году, когда Сталин согласно условиям пакта с Гитлером оккупировал румынскую провинцию Бессарабия, превратил ее в советскую республику и, действуя в духе извращенного имперского произвола, заменил латинский алфавит на кириллицу. По сей день молдавская паранойя по поводу румынских притязаний на ее территорию имеет определенные основания. Некоторые оппозиционные политики Молдавии действительно выступают за воссоединение с Румынией. Хотят этого и некоторые румыны.
А что касается румынского правительства, то самая радикальная его цель - это укрепление связей между Молдавией и Европой. Но молдавские коммунистические лидеры не хотят сближения с Румынией и Европой, главным образом, потому что их российские друзья не желают, чтобы Молдавия сближалась с Румынией и Европой. Отсюда и события 7 апреля. Как только начали успешно продвигаться вперед переговоры между Евросоюзом и Молдавией, сразу произошел ужасный, однако вполне правдоподобный всплеск румынского национализма! Не удивительно, что молдавское правительство на прошлой неделе обвинило румын в реваншизме, выслало посла Румынии и арестовало мнимых зачинщиков мнимого румынского переворота, жестоко избив некоторых из них. Естественно, президент России выступил со своим осуждением "массовых беспорядков, возникших под предлогом несогласия с результатами выборов". Представитель ЕС в Молдавии мужественно пытался всех успокоить, и кое-чего добился. Но его влияние имеет пределы. В один из моментов Воронин заявил дипломатам, что Европа ему безразлична, и мрачно пробормотал, что у Молдавии "есть друзья в других местах".
Иными словами, то, что мы видели в видеороликах YouTube , это никакая не "революция Твиттера", а скорее новый образчик революционных манипуляций. Это не "оранжевая", не "розовая" революция, а революция, которую преднамеренно сбили с пути. Конечно, были и особые обстоятельства: в самой несчастной стране мира довольно легко разозлить людей и послать их жечь правительственные здания. И тем не менее, я делаю прогноз о том, что такая "революция" не последняя - будут и другие. Это слишком ценный сценарий, чтобы растратить его полностью на одну только Молдавию.