Во вторник московский суд принял решение досрочно освободить из заключения юриста бывшего главы 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского. Это стало очередным знаком, указывающим на намерение российского президента создать себе более либеральный образ в глазах Запада.
Правозащитники призывали к досрочному освобождению или помилованию 39-летней Светланы Бахминой с тех пор, как в 2006 году в рамках политически окрашенного судебного процесса против принадлежащей г-ну Ходорковскому нефтяной компании 'ЮКОС' она была приговорена к шести с половиной годам лишения свободы за хищение и уклонение от налогов. Ее держали в тюремной колонии за сотни миль от Москвы, в которой живут ее дети. В прошлом ноябре, все еще находясь в заключении, она родила третьего ребенка, что усилило недовольство правозащитников, утверждавших, что беременных женщин, осужденных за не связанные с насилием преступления, обычно освобождают досрочно.
Решение освободить г-жу Бахмину, принятое после затянувшихся на год юридических баталий, дополняет ряд знаков, свидетельствующих о том, что президент России Дмитрий Медведев старается создать себе более либеральный имидж, чем тот, что был у его предшественника Владимира Путина. Только на прошлой неделе г-н Медведев дал свое первое интервью российскому СМИ, выбрав для этого, в противоположность г-ну Путину, не любившему критических публикаций, яростно независимую 'Новую газету'. Надежды на политическую оттепель появились в прошлом году, когда новоизбранный президент пообещал обуздать коррупцию и укрепить независимость судебной системы.
Однако и аналитики, и оппозиционные политики предостерегают, что его действия пока фактически сводятся к жестам, и что, вероятно, они были предварительно согласованы с г-ном Путиным, оставшимся у власти в роли премьер-министра. 'Говорить о переменах в политике пока рано', - считает бывший независимый член парламента Владимир Рыжков.
'Освобождение Бахминой не делает Медведева новым Горбачевым', - говорит старший научный сотрудник Московского центра Карнеги Лилия Шевцова, добавляя, что последний лидер Советского Союза к концу первого года своего правления уже объявил гласность и освободил Андрея Сахарова, бывшего политзаключенным. 'Пока мы имеем только жесты и попытки режима отыскать более мягкую, более гибкую форму сохранения власти'.
'Режим похож на хамелеона. Он сбрасывает кожу и меняет шляпы. Но оттепели мы не видим'.
По словам г-жи Шевцовой, экономический кризис заставляет российскую элиту смягчить жесткую линию, которой она придерживалась по отношению к Западу и оппозиции при г-не Путине, когда казну России помогали наполнять растущие цены на нефть. Однако она убеждена, что настоящей проверкой на готовность к переменам должен стать проходящий сейчас в Москве новый суд над г-ном Ходорковским, по итогам которого опальный олигарх может оказаться в тюрьме еще на двадцать два года. Также важно, допустит ли г-н Медведев оппозиционных политиков на контролируемое государством телевидение.
Сейчас Россию заставила пошатнуться первая за десятилетие рецессия. На прошлой неделе руководство страны выразило готовность впервые за десять лет занять на Западе средства, так как теперь ей предстоит по меньшей мере три года жить с дефицитом бюджета. Вдобавок помощь Запада нужна России, чтобы рефинансировать 423 миллиарда долларов внешнего корпоративного долга.
Бывший коллега г-жи Бахминой Дмитрий Гололобов, сейчас живущий в изгнании в Лондоне, заявил, что, по его мнению, решение освободить многодетную мать не слишком поможет г-ну Ходорковскому, которого на этот раз обвиняют в хищении у собственной компании нефти на 25 миллиардов долларов и отмывании большей части прибылей. Г-н Ходорковский был в 2006 году приговорен к восьми годам лишения свободы за мошенничество и уклонение от налогов в ходе процесса, который многие сочли местью за его политическую деятельность. Его нефтяная компания 'ЮКОС', некогда крупнейшая в России, была захвачена государством. Во вторник г-н Ходорковский не признал себя виновным и отверг новые обвинения. 'Нет, я не признаю свою вину, - заявил он во вторник, стоя в стеклянно-металлической клетке. - С 'ЮКОСа' слупили налогов на 40 миллиардов долларов, а теперь говорят, что это я всю нефть похитил. За какую же нефть 'ЮКОС' деньги платил, если я ее украл?'
'Заявления о том, что 350 миллионов тонн жидкости были украдены или спрятаны, просто смешны, - добавил Ходорковский. - Это же не ведро краски со склада украсть'.