Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что выбирает Кыргызстан?

Что выбирает Кыргызстан? picture
Что выбирает Кыргызстан? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главный вопрос, который предстоит решить стране, выбирая президента, - это не фамилия человека, который займет высший пост в государстве, это выбор пути Кыргызстана. Поэтому важно понимать, какие варианты составляют выбор страны.

Главный вопрос, который предстоит решить стране, выбирая президента, - это не фамилия человека, который займет высший пост в государстве, это выбор пути Кыргызстана. Поэтому важно понимать, какие варианты составляют выбор страны.

С чем Кыргызстан подошел к выборам? Надо признать, что имидж страны в последнее время изменился. Кыргызстан заставил говорить о себе. И крупный энергетический проект, и решение о закрытии американской военной базы, и готовность принять самое активное участие в решении проблем Афганистана и всей Центральной Азии, - все это вывело Кыргызстан в число тех стран, позицию которых теперь будут учитывать другие игроки.

Естественно, что такая 'наглость' не может остаться без ответа - никто не заинтересован в увеличении количества 'игроков за столом' в, казалось бы, закрытом клубе. А выборы - наиболее удобное время для восстановления статус-кво. Не случайно первое предупреждение руководству страны прозвучало из уст представителей некоторых некоммерческих организаций и привилегированного класса страны. Рассуждение простое: вывод базы не простят.

Поэтому, нужно особенно внимательно отнестись к описанию возможных проектов, которые разные группы интересов попытаются реализовать через проведение своих кандидатов в президенты Кыргызстана.

Итак, проект N1 - 'поле для чужих игр'. В рамках этого проекта Кыргызстан выступает как площадка, на которой большие геополитические игроки разыгрывают партии между собой, не обращая внимания на интересы и взгляды слабого Кыргызстана. Собственно так и было до последнего времени. Общая характеристика проекта - внешнее управление из нескольких точек, часто сменяемые слабые марионеточные режимы, искусственно подогреваемое социальное, культурное, этническое противостояние.

Проект N2 - переделка сложившейся системы отношений в 'Большой Центральной Азии'. Здесь Кыргызстан рассматривается лишь как площадка, или территория, используемая в военных или иных целях. Итог - изменение привычного облика границ в Центральной Азии и появление новых государств. В любом случае, как самостоятельный игрок наша страна в этом проекте не рассматривается.

Проект N3 - 'провинция Большого Казахстана' (вариант - "провинции Большого Казахстана и Узбекистана"). Растущая политическая и экономическая зависимость от Республики Казахстан. В принципе это вариант делегирования полномочий в выборе стратегического пути развития этнически и ментально близкому, но более мощному, прежде всего экономически, государству. Казахстан выступает ретранслятором идей: и российских и евроатлантических. Это - позиция региональной державы, позволяющая покровительствовать Кыргызстану, обеспечивать присутствие казахского банковского капитала и бизнес-проектов, осуществлять переделку границ с обменом территорий.

Можно предположить и 'узбекский' проект, заключающийся в усилении влияния в Кыргызстане через территориальную экспансию, эскалацию требований в связи с ростом узбекского населения на юге страны, и введение контроля за водными ресурсами Кыргызстана.

Проект N4 - 'провинция мирового Халифата'. Эксперты рассматривают вариант вхождения (включения) к 2025 году территории современного Кыргызстана в исламское государство. Глобализация по-исламски способна обрести массовую поддержку, особенно в плоскости защиты духовных ценностей. Но дело не только во внешней экспансии. В Кыргызстане имеются серьезные внутренние источники роста радикального исламизма и - далее - политического ислама. Это обнищание населения из-за неэффективных прошлых реформ, рост протестного сознания, ношение исламских одежд как следствие многолетних гонений, расширение сферы традиционного общества из-за провала различных попыток превратить киргизское общество в 'современное'. Риторика правящих режимов, не подкрепленная реальными переменами, вызывает раздражение мусульманской общины. Если будет выбрана репрессивная политика по отношению к идеологизированному населению, неизбежна поддержка исламского подполья и вооруженное сопротивление. Нельзя не учитывать, что крупные внешние игроки по-разному также пользуются проектом N4.

Проект N5 - участник "Большого Евразийского проекта России, СНГ, ШОС, ОДКБ" и т.д. Это проект, который состоял до сих пор в отношении к Кыргызстану как к бывшей советской республике (к киргизам как к части бывшего советского народа). Предполагается, что страна автоматически является зоной влияния и реализации интересов России в Центральной Азии. В условиях, когда киргизское руководство долго демонстрировало внутреннюю зависимость от внешней помощи или благодетеля, наша страна в этом проекте рассматривалась просто как территория с определенным населением. А как по-другому, если мы сами так про себя думали!

Проект N6 - создание из Кыргызстана окна в Центральную Азию для экономического продвижения, и включения в орбиту внешнего влияния. Экспансия относительно водных ресурсов Кыргызстана вплоть до отторжения части страны или постановки ее под внешний прямой контроль. Сюда же входит проект превращения Кыргызстана в альтернативный российскому источник энергоресурсов.

Проект N7 - центральноазиатский центр постнефтяного мира.

Понятно, что перечень проектов и групп, их продвигающих, может быть расширен. Но не сужен! Любой читатель может легко представить, какие группы интересов, структуры и даже конкретные персоны стоят за каждым из них.

Например, очевидно, что потеря Америкой контроля за действиями властей привела к серьезным осложнениям для Пентагона. Слабым утешением является сообщение президента о 'незакрытых дверях' - в такой ситуации придется договариваться, торговаться и платить. Причем, расходы на оплату принятых в результате договоренностей возможных обязательств несоизмеримо больше, чем расходы на смену строптивых на управляемых. Тем более что технологии невоенных переворотов уже неоднократно апробированы - достаточно взглянуть на Грузию и Украину. То, что такие перевороты на долгие годы вводят страну в хаос и разрастающееся внутреннее противостояние, является для носителей такого проекта абсолютным благом - слабым легче управлять.

Не сложно также представить себе, что в таком ослаблении заинтересованы и наши соседи. Слава Богу, что мы не имеем никаких признаков того, что такой проект принят на государственном уровне. Но его нельзя не учитывать, принимая во внимание объективную расстановку сил и настроения радикальных групп.

Вообще, ослабление Кыргызстана, снижение его амбиций, возвращение его в аморфное состояние является условием реализации практически всех проектов, кроме последнего.

Российский проект выглядит наиболее привлекательным из всех внешних проектов. Но и он предполагает безусловное лидерство, во-первых, самой России, во-вторых, крупнейших партнеров России по проекту - Казахстана, Китая и других. Роль и вес Кыргызстана в проекте будет определяться его реальным геополитическим весом. Слабый Кыргызстан - слабые позиции, сильный Кыргызстан - сильные позиции. Главное, что внешние партнеры не будут тратить силы и ресурсы на усиление Кыргызстана. Это в любых раскладах придется делать только самостоятельно.

Единственным абсолютно приемлемым проектом для нас является проект N7, описанный в опубликованном недавно "Курсе президента Кыргызстана". "Курс президента" - это единственный проект, нацеленный на усиление Кыргызстана, единственный проект, четко очерчивающий картину желаемого будущего и пути к этому желаемому будущему.

Определение 'единственный' используется при описании этого проекта не потому, что других не может быть, а просто потому, что никто не представил другого видения будущего Кыргызстана. Возможно, это будет сделано оппозицией. Тогда ее действия приобретут смысл и идеологический фундамент, поскольку сегодняшние наскоки оппозиции на действующую власть пока напоминают попытки самим дорваться до власти и получить власть не для того, чтобы реализовать какой-то проект будущего, а власть для того, чтобы получить возможность 'отщипнуть' себе из общественных ресурсов.

Поэтому, на наш взгляд, обсуждение направленности, событий и персон, участвующих в президентской гонке необходимо рассматривать именно как столкновение проектов будущего Кыргызстана, а не в обыденно бытовом контексте: кто, кому и что сказал; кто кого сильнее обидел; кто на кого вылил больше грязи и т.п. На самом деле, речь сегодня идет о выборе пути, а не персоны.

В бой брошены значительные силы и огромные ресурсы, противопоставить которым можно только консолидацию общества. А вот условия консолидации могут и должны стать главным содержанием президентской кампании. По сути - это предмет торга общества и кандидатов.

Сергей Масаулов - директор Института стратегического анализа и оценки при президенте Кыргызской Республики, Бишкек

Обсудить публикацию на форуме