Действия Китая на последнем саммите 'большой двадцатки' еще раз продемонстрировали, насколько удачно у него получается обыгрывать Европу на дипломатическом поле. Его дерзкий призыв заменить доллар другой резервной валютой, прозвучавший накануне саммита, общее одобрение, которое он снискал своим скромным взносом в Международный валютный фонд, наконец, ловкость, с которой президент Ху Цзиньтао (Hu Jintao) оказался в центре в ходе финальной фотосессии мировых лидеров - все это внесло свой вклад в его очередную крупную победу в области пиара.
А тем временем, пока Китай потихоньку продвигается на господствующие позиции, разобщенные лидеры Европы никак не могут решить, как им взаимодействовать с новым гигантом.
Сейчас, когда европейские столицы готовятся к предстоящему в следующем месяце саммиту Китай-ЕС (прошлой осенью он был перенесен после того, как Китай отказался в нем участвовать в знак протеста против визита президента Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) к Далай-ламе), европейцам следовало бы понять, что действующая стратегия 'сотрудничества' любой ценой оставляет процесс под контролем Пекина.
Последние 20 лет ЕС претендовал на роль катализатора перемен в Китае - как если бы последний продолжал быть развивающейся страной, легко поддающейся влиянию. В результате сейчас китайские дипломаты относятся к Евросоюзу с пренебрежением. Для них происходящее выглядит как игра в шахматы с 27 противниками, сгрудившимися с другой стороны доски и яростно спорящими, какой ход делать. Как пишет китайский ученый Пань Вэй (Pan Wei), 'ЕС слаб, расколот политически и не обладает значимой военной мощью. С точки зрения экономики, это гигант, но мы больше его не боимся, так как понимаем, что он нуждается в Китае больше, чем Китай в нем'.
Вновь и вновь Франция, Германия и Британия стараются добиться положения привилегированного партнера Китая, хотя Китай дарует этот статус лишь временно и только самому покладистому из претендентов. Несмотря на наказание, выпавшее на долю г-на Саркози и германского канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) за встречу с Далай-ламой, европейские тяжеловесы упорно продолжают пытаться воспользоваться неудачами друг друга.
Итоги этой борьбы за преимущества плачевны. Британия, яростно боровшаяся за открытие европейских рынков для китайских товаров, так и не смогла убедить Китай открыть ей доступ к его сектору финансовых услуг. У Франции, несмотря на ее коммерческую дипломатию, растет дефицит торгового баланса с Китаем. По мере того, как ползет вверх стоимость китайских товаров, внешнеторговый дефицит растет даже у Германии - традиционного экспортера промышленной продукции.
Деятельность европейских компаний в Китае продолжает встречать больше препятствий, чем деятельность китайских компаний в Евросоюзе. Свое нежелание участвовать в попытках Запада решить проблемы, связанные, например, с репрессивным режимом в Бирме, Китай также демонстрировал не раз. Пекин, конечно, иногда пересматривает свою позицию приемлемым для Запада образом - так он оказал запоздалую поддержку миротворческим силам ООН в Судане и прекратил поставлять оружие в Зимбабве. Однако чаще всего эти перемены отражают непосредственные интересы Китая, а не желание угодить Западу.
Глобальный экономический кризис может убедить Пекин пойти на сотрудничество ради финансовой стабильности. Однако он с той же вероятностью может дать обладающему значительными финансовыми резервами Китаю возможность усилить свои позиции, практически не участвуя при этом в международных планах по спасению экономики.
Европейскому Союзу придется признать исторический подъем Китая и взаимодействовать с ним как с партнером по глобальной экономике - у него просто нет другого выбора. Однако он должен торговаться. В обмен на признание за Китаем статуса рыночной экономики (что должно избавить Китай от опасений относительно европейского уклона в протекционизм) следует добиться от него в качестве уступки серьезного снижения односторонних ограничений на торговлю и инвестиции. В обмен на доступ к европейским компаниям и технологиям Китай также должен стать более открытым.
Кроме этого, Пекин не должен оставаться безучастным к беспокойству Европы в связи с такими вопросами, как распространение ядерного оружия. Если бы, например, Китай поддержал наложенные на Иран санкции, европейцы могли бы снять эмбарго на поставку ему вооружений.
Хотя влияние Евросоюза на положение с правами человека в Китае крайне ограничено, лидеры ЕС не должны лишать друг друга поддержки в угоду Пекину. Им следовало бы напомнить Китаю, что они вправе встречаться с любыми политическими и религиозными фигурами, включая Далай-ламу.
Для начала европейцам следует признать, что ни одна из стран Евросоюза не способна в одиночку оказывать влияние на Китай, однако ЕС в целом является его крупнейшим торговым партнером. В тех случаях, когда Китай менял свою позицию под давлением Европы, например, в отношении санкций ООН против распространения ядерного оружия, это было результатом скоординированных усилий Запада при поддержке объединившегося ЕС.
Инаугурация президента Обамы открыла новую главу в американско-китайских отношениях. Если Евросоюз не хочет оказаться вытесненным на обочину, ему следует предложить что-нибудь, кроме нестройного хора старающихся перекричать друг друга голосов.
Джон Фокс - бывший британский дипломат, работал в Пекине. Франсуа Годеман - видный французский внешнеполитический аналитик. Оба они являются старшими научными сотрудниками Европейского Совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations).