21 апреля в Государственной думе состоялся экспертный 'круглый стол', посвященный обсуждению законопроекта 'О противодействии реабилитации на территории независимых государств - бывших республик Союза ССР - нацизма, нацистских преступников и их пособников', а также всего комплекса затронутых в нем проблем.
По мнению экспертов, необходимость принятия предлагаемого законопроекта обусловлена участившимися случаями 'оправдания' идей нацизма и героизации нацистских преступников Второй мировой войны, их пособников и организаций на постсоветском пространстве.
Детальный анализ ситуации показывает, что в некоторых государствах - бывших республиках Союза ССР - имеются признаки того, что подобная практика возведена в ранг официальной государственной политики. На их территории отмечаются преследования по политическим мотивам ветеранов Великой Отечественной войны, активистов антифашистских движений, проведение маршей и шествий ветеранов войск гитлеровской Германии с открытым использованием нацистской символики, разрушение мемориалов и памятников советским воинам-освободителям. Глорификация пособников нацизма из числа 'бандеровцев' и легионеров Ваффен СС позволяет отнести к 'зоне особого риска' Украину и прибалтийские страны.
При этом рассматриваемый законопроект, инициатором которого выступил первый заместитель председателя Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин ('Единая Россия'), в равной степени обращен не только к пронацистским реваншистским проявлениям у соседей, но и на российские реалии, где фиксируются опасные маргинальные вылазки ультраправых, не всегда подпадающих под законодательство об экстремизме.
Как отметили в думском Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, в ближайшем будущем антинацистский законопроект после доработки и получения ряда необходимых экспертно-правовых заключений будет представлен на рассмотрение депутатов.
Смысловую нагрузку данного законопроекта прокомментировал 'РВ' один из его разработчиков, политический аналитик и дипломат Михаил Демурин: 'Закон, проект которого во вторник рассматривался на 'круглом столе' в Госдуме, имеет по меньшей мере двойную направленность. Он, прежде всего, нужен самой России. Причем я глубоко убежден, что он был необходим еще 15 лет тому назад. Этот документ призван создать ясную сетку координат для восприятия такого явления, как попытки политической реабилитации нацизма, нацистских преступников и их наследников, попытки героизации или восстановления репутации такого рода преступных организаций и их пособников. Если бы этот закон существовал в 1990-е годы, то у нас в России, уверен, не было бы таких явлений, как попытки политической реабилитации Власова, Краснова, не появлялись бы памятники тем, кто служил в войсках СС. Да и наследие некоторых русских философов, в определенный период симпатизировавших идеологии национал-социализма, возвращалось бы в Россию с необходимыми пояснениями и комментариями, отсутствие которых создает сумятицу в умах.
В то же время этот закон стал особенно актуальным в 2000-е годы с вступлением войны смыслов против России в новый активный этап. Речь идет об использовании фальсификации исторических фактов и образов истории для того, чтобы решать вопросы практической политики по внутреннему подрыву смысловых устоев России и разрушения ее связей с соседями по пространству бывшего СССР. Политическая реабилитация и героизация нацистских пособников - среди привилегированных 'снарядов' этой войны, запускаемых в сторону России. Если нацистские пособники - герои, если они 'защитники независимости', то в чем тогда величие подвига Победы?
Этим законом Россия должна ясно дать понять соседям на Западе, в частности, в Прибалтике и на Юге - на Украине, в Грузии, других регионах, как именно мы будем реагировать на подобную политику с их стороны".