МОСКВА. Прошло меньше месяца с тех пор, как президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев эффектно нажали на 'кнопку перезагрузки' в американо-российских отношениях, выступив тем самым с символическим призывом положить конец охлаждению во взаимоотношениях, которое длится уже несколько лет.
Но на этом пути уже начали появляться препятствия.
Три ярких предупредительных сигнала замигали в последние несколько дней, демонстрируя наличие глубоких разногласий между Москвой и Вашингтоном, а также предостерегая о том, что теплых улыбок и рукопожатий на саммитах явно недостаточно для сближения двух стран. Возникшие проблемы не являются непреодолимыми, однако эксперты говорят, что это хоть и небольшой, но показатель того, что может ждать нас в будущем. И возник он в момент, когда российские и американские переговорщики пытаются найти общий язык после нескольких лет громких криков и взаимных упреков.
'Я не могу понять, почему некоторые обозреватели заговорили в последнее время о 'полной перезагрузке' в отношениях между нами; ведь такие разговоры - прямой путь к глубокому разочарованию, - говорит эксперт из независимого московского Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, - я предпочитаю говорить о паузе в нарастании опасных тенденций. Сейчас, после медового месяца, мы возвращаемся к трудной действительности'.
Вот некоторые последние сигналы опасности:
- Москва на этой неделе гневно отменила одну из первых своих запланированных встреч с НАТО. Произошло это буквально через несколько недель после того, как западный альянс на своем саммите принял решение возобновить диалог, который был заморожен прошлым летом после войны России с соседней Грузией. Причина этого, как заявляет представитель Москвы в НАТО Дмитрий Рогозин, заключается в отказе Запада отменить 'провокационные' военные учения на востоке Грузии с участием 19 стран, которые запланированы на следующий месяц в рамках натовской программы 'Партнерство во имя мира'.
'Последнее охлаждение в наших отношениях с НАТО демонстрирует наличие явных проблем в нашем диалоге, - заявил во вторник в интервью Би-Би-Си российский министр иностранных дел Сергей Лавров, - мы не понимаем этой тенденции, нам по-прежнему непонятны попытки принизить значение норм международного права и роль Совета Безопасности ООН'.
- Выступая в понедельник в столице Финляндии Хельсинки, Медведев осторожно дистанцировался от громких призывов Обамы построить мир, свободный от ядерного оружия. Он заявил, что России следует сосредоточиться на решении безотлагательных проблем, таких как заключение нового соглашения с США в области стратегических вооружений, а также выдвинуть ряд условий в отношении дальнейшего сотрудничества с Вашингтоном в его крестовом походе за запрет ядерного оружия.
По словам российского президента, такие условия должны включать запрет на размещение оружия в космосе, масштабные действия по сокращению обычных вооружений, а также гарантии того, что ядерное оружие будет уничтожаться, а не просто складироваться. Он также заявил, что сокращение наступательных вооружений будет бессмысленно, если администрация Обамы вместе с Пентагоном продолжит реализацию планов создания опоясывающей весь мир системы противоракетной обороны.
'Нас очень беспокоит перспектива одностороннего развертывания противоракетных систем, которая : осложняет перспективу ядерного разоружения', - сказал Медведев.
- Еще не высохли чернила на распоряжении киргизского президента с указанием американским военнослужащим освободить авиационную базу 'Манас', являющуюся важным звеном в натовской цепочке снабжения войск западной коалиции в Афганистане. Многие считают, что мотивом для принятия такого решения стало обещание России предоставить этому бедному центральноазиатскому государству помощь в размере 2 с лишним миллиардов долларов. На этой неделе Кремль также объявил, что будет наращивать военное присутствие России в Канте (включая размещение там дополнительных истребителей), расположенном всего в нескольких километрах от закрывающейся в ближайшее время американской базы.
Похоже, мало что изменилось в отношениях двух стран со времени правления Буша, отмеченного раздражительностью в отношениях. Так и есть, говорят эксперты, по крайней мере, пока.
'Мы в начале долгого и трудного процесса, и нам придется на этом пути преодолеть массу препятствий, - говорит заместитель председателя комитета российской Государственной Думы по международным делам Андрей Климов, - многие люди с обеих сторон по-прежнему пропитаны менталитетом 'холодной войны''.
По словам Климова, каждый из недавних кратковременных сбоев говорит о наличии возможностей для прогресса, если обе стороны будут признавать интересы друг друга. 'Нам нужно больше взаимопонимания, а это значит, что мы должны говорить откровенно, - отмечает он, - нам надо развивать диалог'.
Возьмите последнюю бурю из-за учений НАТО.
'Вид военных игр под руководством НАТО в Грузии, которая совсем недавно напала на российских миротворцев в Южной Осетии и убивала их, это оскорбление для российского общества, - говорит эксперт из Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, - Кремлю надо было реагировать, и он это сделал. Но сейчас мы можем двигаться дальше; обе стороны по-прежнему хотят развивать взаимоотношения'.
Что касается ядерного разоружения, то все согласны с тем, что это хорошее дело; однако США должны признать, что Россия больше полагается на свои стратегические силы ядерного сдерживания, нежели Соединенные Штаты, говорит редактор независимого московского внешнеполитического журнала 'Россия в глобальной политике' Федор Лукьянов.
'Сокращение это одно, но есть определенный уровень, ниже которого Россия опуститься не может, - заявляет он, - однако условия Медведева это не препятствие - их можно также рассматривать в качестве практической отправной точки для движения к цели'.
По словам экспертов, все должны привыкнуть к тому, что Россия утверждает свою гегемонию все более настойчиво. Это может в будущем вызвать трения во многих вопросах - от газопроводов до военных баз. Но это не означает, что не может быть целенаправленного и точечного сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, таких как Афганистан.
'Это сложные, постепенно развивающиеся взаимоотношения; нельзя просто так замести под ковер всю предысторию. Но с этим можно справиться, - говорит Лукьянов, - никто ведь не думал на самом деле, что нажав 'кнопку перезагрузки', мы сразу начнем все с чистого листа?'