В настоящий момент Европейский Союз находится в неловком положении, надеясь, что нежеланный гость найдет повод не явиться. На прошлой неделе министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg) от имени ЕС пригласил президента Беларуси Александра Лукашенко на саммит в Прагу, где 7 мая будет дан официальный старт 'Восточному партнерству' ЕС с шестью восточными соседями: Азербайджаном, Грузией, Арменией, Молдовой, Украиной и Беларусью. Даже если Лукашенко, которого часто называют последним диктатором Европы, отклонит приглашение и пошлет кого-нибудь вместо себя, то оно все равно представляет собой совершенно незаслуженное возвращение Лукашенко на международную арену, которое серьезно осложнит борьбу за политическую либерализацию и права человека в Беларуси.
Государственный департамент США в своем недавнем докладе отмечает, что в прошлом году ситуация с правами человека в Беларуси 'оставалась очень тяжелой', а власти 'неоднократно допускали серьезные злоупотребления' в отношении неправительственных организаций, политических партий и активистов оппозиции. Правительство должно объяснить политически мотивированные исчезновения людей, в том числе, покойного мужа одного из авторов этой статьи. Лукашенко 'сосредоточил власть над всеми институтами и подорвал верховенство закона авторитарными средствами, манипуляциями на выборах и произвольными распоряжениями', - отмечается в докладе.
В прошлом давление Запада на Лукашенко со временем приводило к позитивным результатам. В 2006 г., после сфальсифицированных выборов в Беларуси и гонений на деятелей оппозиции США и ЕС ввели санкции против режима Лукашенко, в том числе, запрет на выдачу виз и замораживание активов. По мере ухудшения ситуации в Беларуси, где стали появляться новые политзаключенные, США в 2007 г. и начале 2008 г. ввели дополнительные санкции против государственных компаний Беларуси, связанных с Лукашенко и его окружением. В результате Лукашенко выдворил из посольства США в Минске почти всех американцев, оставив лишь пятерых дипломатов.
Пока западные санкции вводились в действие, Россия пыталась положить конец энергетическим субсидиям для Беларуси, и тем самым Лукашенко лишился 'зацепок' как на Западе, так и на Востоке. Чтобы ослабить давление, создаваемое западными санкциями, он, наконец, уступил и выпустил на свободу всех политзаключенных (пятерых в начале 2008 года, остальных - в августе). Кроме того, белорусский режим разрешил двум независимым газетам распространение через контролируемые государством точки продаж и зарегистрировал неправительственную организацию гражданского общества 'За свободу'.
В ответ Соединенные Штаты немедленно отменили ряд санкций против государственных предприятий (запреты на выдачу виз и замораживание активов остаются в силе) до конца мая, когда администрация Обамы должна вновь рассмотреть этот вопрос. ЕС, всего через две недели после чудовищных парламентских выборов в Беларуси в сентябре прошлого года, которые были расценены международными наблюдателями как несвободные и несправедливые, приостановил замораживание активов и визовый запрет, первоначально на полгода. В середине марта он продлил режим приостановления до конца этого года.
Что дала политика ослабления давления на Лукашенко? Главным образом, негативные результаты. Белорусские власти не удовлетворили просьбы о распространении других независимых СМИ и отказали в регистрации ряду других неправительственных организаций и профсоюзов. Возбуждены новые уголовные дела против ряда активистов оппозиции, включая ранее освобожденных политзаключенных, а некоторые вновь арестованы. Еще один ранее освобожденный политзаключенный Артур Финкевич в декабре прошлого года был похищен и избит, а активист Артем Дубский, задержанный два месяца назад, был, как сообщается, избит в тюрьме. Спецслужбы жестоко разогнали ряд мирных демонстраций, а несколько молодых активистов были насильственно призваны в армию. Иными словами, режим Лукашенко продолжает нарушать права человека, несмотря на потепление отношений с Западом.
Посольству США в Минске не разрешается увеличить численность персонала до прежнего уровня и вернуть посла. Кроме того, белорусские власти продолжают отказывать в надлежащем медицинском обслуживании и доступе заключенному гражданину США, обвиненному по подозрению в совершении преступления и осужденному в прошлом году на тайном судебном процессе. А белорусский парламент оставляет открытой возможность признания Абхазии и Южной Осетии, сепаратистских регионов Грузии, признанных Россией в прошлом году.
В свете этих серьезных, сохраняющихся проблем трудно понять, почему ЕС готов видеть Лукашенко в Праге. Но ряд лидеров ЕС ошибочно полагают, что они могут переманить Беларусь на свою сторону. Еще до визита Шварценберга высокие европейские гости, в том числе представитель ЕС Хавьер Солана и министры иностранных дел Польши и Испании, направлялись в Минск сплошным потоком. Однако Лукашенко мастерски балансирует между Россией и Западом, не давая практически ничего ни тем, ни другим.
Многие лидеры белорусской оппозиции считают, что ЕС, пригласив Лукашенко в Прагу, отказывается от имеющихся у него рычагов влияния, при помощи которых можно было бы потребовать улучшения ситуации с правами человека в Беларуси, и позволяет диктатору одержать крупную дипломатическую победу. Дальнейшее взаимодействие Запада с Беларусью имеет смысл, но только в том случае, если правительство Лукашенко будет предпринимать новые позитивные шаги в сфере прав человека. Для танго нужны двое.
В плане действий ЕС от 2006 г. было перечислено 12 шагов в сфере прав человека, которые должен сделать Минск для нормализации отношений, однако до завершения большинства из них очень далеко, а последние события в Беларуси идут в противоположном направлении. Хуже того, похоже, сам ЕС отказался от своего плана 2006 г. Эту странную полумеру - приглашение Лукашенко в Прагу в надежде на то, что он не приедет - нельзя считать ни разумным взаимодействием, ни принципиальной политикой.
Дэвид Крамер последнее время занимал должность помощника государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труда, а до этого - заместителя помощника государственного секретаря, отвечающего за Россию, Украину, Беларусь и Молдову в администрации Джорджа Буша. Ирина Красовская - президент фонда 'Мы помним'.