Третьий этап боливарианской революции, начатый каудильо (так в Латинской Америке называют государственных руководителей, установивших режим личной диктатуры, прим. переводчика) полковником Уго Чавесом сразу после февральского референдума, является логическим продолжением предыдущих этапов. В ходе первого этапа, полковник Чавес заполучил полный контроль над венесуэльскими институтами власти. С тех пор Национальная ассамблея и органы судебной системы пляшут под его дудку. Он также расширил формы контроля над обществом, создав милицию - военизированные формирования наподобие кубинских комитетов по защите революции, которые имеют право применять насилие для подавления оппозиционных выступлений, в подответственном им округе. Благодаря этому же он придушил независимые СМИ. Сегодня в Венесуэле все радио и телевизионные учреждения находятся под прямым или косвенным контролем правительства, сопротивляются этому давлению лишь некоторые печатные издания.
На втором этапе Чавес предпринял попытки узаконить диктатуру. Правда, вначале ему это не удалось. На референдуме большинство населения высказалось против его боливарианского проекта конституции, при которой установился бы особый социалистический режим и создались бы условия для пожизненного сохранения власти за собой. Но Чавес не сдался и, посредством 'благоприятных для себя законов', провел ряд реформ - все как один направленные на ограничение свободы как индивидуальной, так и политической, а также частной инициативы. Наконец, на следующем референдуме в феврале он добился желанного решения выставлять свою кандидатуру на пост президента республики столько раз, сколько захочется.
Третий этап посвящен упрочнению позиций 'социализма 21 века', но для того чтобы не было провалов, первый каудильо систематически тушит все вспышки политической оппозиции.
'Демократия подвергается серьезной опасности оказаться уничтоженной', - предупредил совет епископов Венесуэлы в своем пасхальном послании, намекая на перманентную работу по искоренению той толики демократии, что осталась при режиме Чавеса, который уже на протяжении десяти лет находится у власти, и на преследования оппозиционных политиков и бывших сторонников боливарианской революции из числа военных, которые перестали соглашаться с вольным политическим курсом полковника.
Последний удар по институтам власти был нанесен несколько дней назад, когда Национальная ассамблея одобрила закон о специальном режиме в федеральном округе - столице. Мэр Большого Каракаса, оппозиционер Антонио Ледезма был избран значительным большинством голосов на местных выборах в прошлом году, Чавес этого не смог вынести. Под руководством каудильо был проведен закон о создании правительства для столицы, которое возглавила экс-министр Жаклин Фария. На практике получилось, что законно избранного мэра заместил военный, поставленный по одному лишь щелчку пальцев каудильо, у которой теперь практически вся полнота власти, потому что все функции и почти все ресурсы муниципалитета - в том числе: 90% налоговых сборов и вся недвижимость - были переданы этому правительству. А Ледезма может только бывать в центре Каракаса, где находится Префектура, и то только с разрешения МВД.
Сейчас в Национальном Собрании готовится закон, который позволит сделать то же самое, с властью губернаторов штатов, что и с полномочиями мэра столицы. Естественно там, где губернаторами стали выбранные в ходе свободных выборов оппозиционеры.
Кроме того, Уго Чавес арестовал одного за другим своих основных оппонентов. Генерал Рауль Бадуэль, бывший министр обороны, сидит за решеткой со 2 апреля, без какого бы то ни было даже формального обвинения, выдвинутого против него. Мэр Маракайбо, Мануэль Розалес - которого Чавес лично обещал арестовать - объявлен вне закона. Генерал Франсиско Усон, бывший министр финансов Чавеса, был приговорен к пяти годам тюремного заключения за причинение морального ущерба Вооруженным Силам. Журналист Теодор Петкофф обвиняется в уклонении от уплаты налогов на наследство, полученного в 1974 году. Энрике Каприлес, губернатор Миранды обвиняется в причастности к нападению на кубинское посольство в апреле 2002 года. Губернаторы штатов Тачиры и Карабобо находятся под угрозой судебного разбирательства. Ряд других оппозиционных политиков, региональных или местных, привлечены к суду по сфабрикованным делам.
В дополнение к этому профсоюзы стали заменять 'советами рабочих', контролируемых правительством.
Чавес держит в своих руках три ветви власти и душит оппозицию, используя свои полномочия. И это тот режим, который ходатайствует о вступлении в МЕРКОСУР ('Южноамериканский общий рынок'), объединение стран, в которое, согласно уставу этой организации, принимаются только демократические режимы.